Исследование коммерческой составляющей для запуска стартапов показало, что начинающему предпринимателю, выходящему на рынок с новым проектом понадобится в среднем 53 млн. рублей. Эта сумма необходима на разработку, запуск проекта и первые продажи инновационной продукции либо обеспечение готовности компании к началу операционной деятельности.

Стартапам, принимающим участие в различных программах поддержки предпринимателей, на первых порах требуется в среднем 36 млн. рублей.

Общий объем выборки команд инновационных проектов и малых инновационных компаний составил более 1500 проектов.

Кто на новенького?

Наибольшее количество стартапов, согласно данным опроса, запускается в сфере информационно-коммуникационных технологий (24%), а также в сегменте биотехнологий/life science (22%). За ними идут проекты в области энергоэффективности – их доля составила около 20% от всех запускаемых инновационных компаний, принявших участие в опросе.

Популярность проектов в сфере IT объясняется, прежде всего, достаточно невысокой стоимостью запуска. Так, для IT отсутствует необходимость масштабных вложений в так называемые основные средства. Помимо этого, ситуация с кадрами в области IT является гораздо более обнадеживающей, нежели в других отраслях.

Популярность же сегмента биотехнологий объясняется активностью институтов развития в данном направлении.

Самых больших затрат при запуске инновационных стартапов требуют исследования и разработки (НИОКР). В общей стоимости запуска на R&D ("Research & Development") приходится в среднем 43,8% затрат. Вслед за R&D следуют затраты на сырье и материалы (16,1%), а также расходы на средства производства и оборудование (13,1%). Единственный сегмент, где расходы на R&D  не являются самой обременительной статьей расходов - проекты в сфере энергоэффективности: здесь около половины затрат (49,4%) – расходы на материалы и сырье.

Почему так дорого?

Высокая стоимость НИОКР усугубляется тем, что в России очень мало подготовленных площадок, пригодных для аренды оборудования и помещений малыми высокотехнологичными компаниями. Ввиду отсутствия доступа к исследовательской инфраструктуре, проектные команды вынуждены тратить значительные средства на НИОКР потому, что всю инфраструктуру им приходится создавать самим. Это, естественно, ведет к удорожанию запуска стартапов.

Второй причиной дороговизны стартапов является отсутствие возможности использования административного ресурса для успешного запуска проекта. Это значительно сократило бы длительность процедур и повысило эффективность действий команды. На практике же, как правило используют административный ресурс лишь 40% стартапов. Среди основных плюсов административной поддержки стартапы-участники исследования назвали налоговые льготы, консалтинг, льготную аренду помещений и доступ к исследовательской инфраструктуре.

В реальности же налоговыми льготами удается воспользоваться далеко не многим...