За последние 2-3 года онлайн-исследования в России приобрели значительную популярность. И несмотря на то, что принимать участие в опросах через Интернет может лишь часть населения (за исключением людей старшего возраста и малообеспеченных граждан), ограничения эти существенными не назовешь. Ведь, как правило, заказчику не интересны малообеспеченные группы потребителей. А целевые как раз и являются по большей части пользователями Интернета. В рамках исследования нас интересовал вопрос, что же толкает людей принимать участие в онлайн-опросах. И результаты оказались следующими.

Деньги vs идея

Деньги, как показал опрос, являются далеко не единственным мотивирующим фактором для участия в исследованиях. Они лишь на четвертом месте рейтинга.

Приведем наиболее интересные моменты.

48% опрошенных заявили желание высказать свое мнение по отношению к какой-либо проблеме и попытаться изменить ситуацию или повлиять на ее изменение.

46% респондентов принимают участие в опросах «просто ради интереса».

44% назвали это дело полезным и нужным разным организациям.

37% опрошенных работают респондентами ради заработка.

35% участников опроса привлекает интересная тема исследования, осознание важности собственного мнения.

Узнать для себя что-то новое, а также одним из первых ознакомиться с новыми продуктами на рынке хотят 30 и 32% опрошенных соответственно.

23% респондентов участвуют во всех опросах подряд, чтобы развлечься, занять свободное время, просто отдохнуть.

18% опрошенных надеются выиграть обещанный приз и еще столько же хотят выяснить, пройдут ли они отбор.

2%  участников опроса интересуются «смешными» анкетами.

В целом, достоверность этих результатов вызывает сомнения. Психология людей такова, что большинство из них хочет казаться более благородным, чем есть на самом деле. Так, к примеру, популярность ответа «Высказать мнение и что-то изменить» может быть обусловлена его социальной желательностью гораздо больше, чем готовностью высказаться искренне.

Для проверки этой гипотезы все опрошенные были поделены на группы:

  • «Небезразличные»
  • «Азартные»
  • «Убивающие время»
  • «Любопытные»
  • «Профи»
  1. Не безразличные (24%). 71% из них считают участие в опросах делом нужным, 69% ценят возможность высказать собстывенное мнение по тому или иному вопросу, 55 процентам интересно узнавать что-то новое.  При этом 97% не безразличных респондентов стараются давать наиболее точные ответы, а 50% любят открытые вопросы с возможностью выразить личное мнение самостоятельно. Эта группа опрошенных признана добросовестной.
  2. Азартным (20%) важна материальная составляющая – 80% хотят зарабатывать на опросах деньги, 26% - получать призы. 66% желают высказать мнение и что-то изменить с его помощью. К этой группе относятся настоящие фанаты опросов, которые участвуют во всех платных онлайн-исследованиях подряд. Эти респонденты скорее не склонны к добросовестному поведению и готовы делить своим мнением лишь за вознаграждение.
  3.  Убивающие время (16%) – наиболее безразличная группа респондентов. 56% из них считают, что в опросах ничего сложного нет, а «деньги капают». 54% принимают участие в опросах, когда хотят отдохнуть от дел, отвлечься. Данная группа менее других склонна делиться личной информацией и прилагать усилия. Добросовестны эти люди до тех пор, пока это их «не напрягает».
  4.  Для любопытных (31%) основной мотивирующий фактор участия в опросах – любопытство. 66% из них хотят узнать, что спрашивают на этот раз. 42% интересуются, что их ожидает в конце опроса. Узнать что-то новое хотят 37%. Эту группу привлекают поистине интересные опросы. Такие люди часто торопятся при заполнении анкеты, если тема им не очень интересна (18%). 8% любопытных иногда лукавят, чтобы пройти отбор и посмотреть, «что внутри». Для них препятствием на пути к добросовестности является не столько корысть, сколько излишнее природное любопытство.
  5. Профи (10%). 97% из них участвуют во всех опросах без разбора. 44% полагают, что деньги, конечно же, важны. 21% принимает участие в нескольких опросах одновременно. 97% хотят во что бы то ни стало пройти анкету до конца и раздражаются, когда их кандидатуру отклоняют еще на стадии отбора. Надо отметить, что тематика опросов для них важна, поэтому шанс получить от данной группы респондентов адекватные ответы достаточно велик (60%), однако качество данных, полученных от этой группы, сильно страдает.

 

% «хорошо» + «отлично» Небезраз- личные, 24% Азартные, 20% Убивающие время, 16% Любопытные, 31% Профи, 10%
Дизайн, внешний вид 96 95 95 95 95
Удобство заполнения 97 95 96 96 95
Понятность анкеты 98 96 96 97 95
Грамотность языка 98 98 98 97 97
Интересность темы 96 93 89 92 90
Длительность 91 87 83 85 85
Вознаграждение 85 78 80 84 79
Возможность точно выразить мысли 93 89 86 89 85

Кратко рекомендации по работе с представленными сегментами можно свести в таблицу:

Небезраз- личные, 24% Азартные, 20% Убивающие время, 16% Любо- пытные, 31% Профи, 10%
Качество:     Очень высокое   Качество: Высокое   Качество: Зависит от сложности и интересности опроса Качество: Зависит от сложности и интересности опроса Качество данных: Низкое  
Факторы риска: Плохая анкета, плохой перевод, небрежное оформление, другие признаки неуважения Факторы риска: Принадлежность к нескольким панелям в мультипанельных проектах Факторы риска: Сложные / скучные анкеты, личные вопросы, плохой перевод Факторы риска: Очевидный скрининг, занудные анкеты Факторы риска: Отсутствие средств объективного контроля качества данных
Что делать: Поддерживать вовлеченность (нематериальные стимулы) Что делать: Поддерживать вовлеченность (материальные и нематериальные стимулы), бороться с множественными регистрациями Что делать: Usable анкеты, возможность прерваться по ходу заполнения и продолжить позже Что делать: Usable анкеты, развлекать, отказаться от очевидных отборочных вопросов - сложный скрининг, контроль времени заполнения Что делать: Бороться: множественные регистрации, контроль времени заполнения, проверочные вопросы

В целом, для успешного проведения опроса необходимы красивые интересные анкеты, а также комплексная (неденежная и денежная мотивация).