Олимпиада в Сочи 2014В этом году на зимних Олимпийских играх гостей встречает российский город Сочи. Оргкомитет «Сочи-2014» обещает удивить всех небывалым размахом мероприятия и сделать то, чего ранее не видели спортсмены и гости Олимпиады. Но что думают россияне о проведенной подготовке к празднику? Институт Общественного Мнения «Анкетолог» решил узнать об их отношении к происходящим событиям и настрое на предстоящую Олимпиаду.

В опросе приняли участие 557 человек. Опрос проводился на сайте anketolog.ru в режиме онлайн.

Прежде всего, мы решили узнать у наших респондентов, испытывают ли они гордость от того, что в этот раз Олимпийские игры проходят в нашей стране. Интересно, что большинство опрошенных (53%)  признали, что приближающиеся зимние Олимпийские игры в Сочи не пробуждают в них чувства гордости. Чаще других такое мнение оглашали люди в возрасте от 25 до 55 лет. В более молодой возрастной группе и среди людей предпенсионного и пенсионного возраста этот процент оказался чуть ниже, но в целом опрос показал примерно равное количество тех, кто испытывает гордость и людей, придерживающихся противоположной точки зрения,

Рисунок 1

Интересен и тот факт, что среди опрошенных нами оказались и те, кто считает, что предстоящая Олимпиада негативно отразится на развитии спорта в России и понизит как его престижность в мировом спортивном сообществе, так и уровень подготовки спортсменов. Почти четверть опрошенных даже уверены, что проведение Олимпиады в Сочи понизит популярность олимпийских игр в России.

Рисунок 2

Однако есть предположение о том, что на самом деле россияне относятся к Олимпиаде более лояльно, чем рассуждают о ней. Одно дело говорить о своем отношении, тем более когда вокруг много критики, а другое - внутренние ощущения. Ведь как показывает практика, россияне всегда охотно смотрят олимпийские игры по телевизору и болеют за наших спортсменов, а на улицах периодически встречаются люди в спортивных костюмах с эмблемой олимпийской сборной. Однако среди опрошенных нами респондентов 77% сообщили, что не покупали сувенирную продукцию с символикой Олимпиады, причем 57% из них утверждают, что категорично не станут этого делать. Однако это еще не говорит о том, что россияне бойкотируют Олимпиаду, отказываясь приобретать Олимпийские талисманы. Вероятнее всего, для большинства российских граждан цена на олимпийскую символику необоснованно высока, впрочем так же, как и стоимость билета на стадион. Всего 4% из опрошенных нами сообщили, что собираются лично посетить Олимпийские игры. А вот смотреть Олимпиаду по телевизору будут 87% наших респондентов. Что, конечно же, не может не говорить об интересе россиян к этому важному событию.

Рисунок 3

 

Рисунок 4

 

Одним из неприятных событий, свалившихся на Олимпиаду,  стала череда неудач, преследующих Олимпийский огонь. На многих этапах проноса Олимпийского огня по российским городам у факелоносцев гас факел. В этом нет ничего криминального, за всю историю игр такое уже случалось неоднократно, ведь это же огонь. Понятно, что его сложно поддерживать горящим в непростых погодных условия — ветер, дождь, снег. А в России все это присутствует с лихвой. Так почему столько шума, раз ситуация естественная и отчасти форсмажорная? Никто бы на это не обратил внимания, если бы не заявления оргкомитета "Сочи-2014" о том, что факел стоимостью порядка 200 млн. рублей выполнен по уникальной технологии и не погаснет ни при каких погодных условиях. Так что же помешало олимпийскому факелу выполнить обещание оргкомитета и стойко продержаться всю эстафету?

59% опрошенных нами респондентов посчитали, что всему виной низкое качество факела и плохо продуманная технология. Однако не так уж мало среди опрошенных оказалось и тех, кто затухание факела не связывает с его низким качеством, ссылаясь либо на погодные условия, либо на случайность и «злой рок» (8% и 6% соответственно).

5% опрошенных при ответе на вопрос, почему гаснут факелы, указали вариант ответа «другое», где в поле для свободного ответа 61% из них указанных причин сводился к тому, что деньги, которые выделили на разработку факела были использованы не по целевому назначению:

«Распил денег, некачественная сборка»

«Опять украли»

«Воровство, откаты, "эффективные менеджеры"»

«Это Россия тут видимо и с факелов своровали»

«Было столько своровано, поэтому и гаснет»

«Деньги выделенные на разработку и производство факела были украдены чиновниками.» и т.д.

(орфография и пунктуация респондентов сохранены).

Отразится ли факт угасания факела на имидже России? Треть опрошенных ответила на этот вопрос утвердительно, еще треть – отрицательно. А вот оставшаяся часть опрошенных допустила возможность обоих вариантов в равной степени.

рИСУНОК 5

Ни для кого ни секрет, что к подготовке Олимпиады в Сочи Россия подошла с широким размахом и смелыми заявлениями о своем желании продемонстрировать свои возможности. Удастся ли ей это? 22% опрошенных уверены, что у России получится продемонстрировать более высокий уровень проведения Олимпийских игр по сравнению с предыдущими зимними Олимпиадами.

Четверть респондентов полагают, что уровень сочинской Олимпиады не будет сильно разниться с тем, который демонстрировали предыдущие хозяева игр. А вот большинство опрошенных (39%) все же считают, что, несмотря на все старания, сочинская Олимпиада будет более низкого уровня, чем ранее предшествующие ей зимние игры. Эта группа опрошенных, отвечая на поставленный вопрос, сослалась на следующие причины:

  • Олимпийские объекты низкого качества — 81%
  • Транспортная инфраструктура не приспособлена к нагрузкам — 63%
  • Климатические условия не пригодны для проведения качественной зимней Олимпиады — 46%
  • Энергетическая инфраструктура не готова к таким нагрузкам — 46%.

Рисунок 6Наконец, мы подошли к финансовому вопросу, который так волнует наших сограждан.

Напомним, что затраты на подготовку Олимпиады в Сочи превысили расходы на все предыдущие Олимпиады и плановую сумму в 5 раз и составили 1,5 трлн. рублей. Почему же эти игры обошлись нашей стране так дорого? 78% считают, что большая часть из потраченных на подготовку к Олимпиаде средств была израсходована не по целевому назначению, а попусту осела в чьих-то карманах. Скорее всего, именно это мнение и объясняет довольна низкую лояльность по многим вопросам к предстоящей Олимпиаде со стороны россиян.

Рисунок 7Подводя итог, следует отметить, что россияне по-прежнему любят Олимпийские игры и болеют за своих спортсменов. Но проведение зимней Олимпиады в России не добавило ей популярности среди населения, скорее наоборот, стремление организаторов «удивить» закончилось некоторым отторжением общества.

Если обратиться к прошлому и взять для сравнения затраты на строительство небезызвестного Колизея, можно отметить, что он и по сей день является одной из основных достопримечательностей страны и вносит свой вклад в государственную копилку. Станут ли олимпийские объекты столь же доходными после окончания Олимпиады?..