Экономика
Новости
21 августа 2014
968
Пить горькую становится дороже. Реальные итоги введения антиалкогольных законов

Пить горькую становится дороже. Реальные итоги введения антиалкогольных законовОбъем рынка водки в России в 2013 году сократился на 18% в натуральном выражении, по сравнению с 2012 годом, и на 27%, по сравнению с 2009 годом.

Падение рынка сопровождается ростом цен на водку: ее средняя цена в России за четыре года (с 2009 по 2013 год) выросла на 75% с 121 рубля за литр до 212 рублей. Компания Nielsen подвела итоги развития рынка водочной продукции за прошлый год.

Рынок концентрируется

Основное снижение продаж ощутил на себе сегмент дешевой водки, наиболее пострадавший от антиалкогольных мер: продажи в этом сегменте только за прошлый год упали более чем на 40% в натуральном выражении. Впрочем, сегмент недорогой водки (менее 300 рублей за пол-литра) остается самым большим и составляет 90% рынка в натуральном выражении.

«Потребители по-разному реагируют на резкое повышение цен на водку. Часть из них временно отказывается или сокращает потребление до тех пор, пока не адаптируется к цене. Другая часть переключается на более дешевый, нелегально произведенный или нелегально продаваемый продукт, тем самым увеличивая теневую часть рынка водки в России. Кроме этого, часть потребителей переключается на другие спиртные напитки как заводского производства, так и домашнего приготовления», ‒ рассказывает Марина Лапенкова, руководитель алкогольной и табачной группы Nielsen в России.

Как изменились предпочтения россиян после введения антиалкогольных законов

Введенные в действие за последние четыре года административные меры, регулирующие алкогольный рынок в России, сказались на структуре рынка: если в 2010 году 80% рынка водки приходилось на 230 брендов, то в 2013 те же 80% рынка делили между собой уже 140 брендов.

От сокращения рынка в большей степени пострадала традиционная розница: так, продажи в традиционных продуктовых магазинах в 2013 году упали на 40%, по сравнению с 2009 годом, гораздо менее ощутимое падение произошло в каналах современной торговли ‒ на 7%.

Премиум в плюсе

Сокращение объема рынка водки затронуло не все сегменты рынка. Рост как в натуральном, так и денежном выражении стабильно показывает премиальный сегмент, цены в котором с 2009 по 2013 годы выросли в пределах 15-20%.

«По мере быстрого роста цены на дешевую водку сокращается разрыв в стоимости между дешевой и премиальной водкой, а значит, потребителю с психологической и финансовой точки зрения становится легче переключиться на премиум-сегмент, ‒ объясняет М. Лапенкова. ‒ Логичным представляется стратегия производителей, которые выводят на рынок новинки именно в премиум-сегменте: в условиях усиливающегося акцизного бремени переход в более маржинальный премиальный сегмент вполне оправдан».

Вам также может понравиться
prev
Счастлив, болтлив и глуп. А какие еще качества замечают у себя нетрезвые британцы

1150
Семейный бюджет горожанина, или Сколько стоит жизнь в крупнейших российских городах

3787
Хочу владеть, или Почему россияне предпочитают покупать, а не одалживать на время

833
Страсти по «железному коню», или Как россияне относятся к покупке автомобиля

809
Продукты с плюсом, или За какие товары россияне готовы переплачивать

1148
Свежие продукты как новый фактор роста, или Как переманить покупателя с рынка в супермаркет

1271
Большинство россиян говорят «нет» спиртным напиткам

1041
Жители каких стран больше всех «ведутся» на рекламу

1519
Проблема алкоголизма в России

700
Насилие в подростковой среде: кто виноват и что делать?

1161
Где эта улица? Россияне — о переименовании городских объектов

1923
Россияне о театре

1222
Великий Пост и Пасха в России

559
Выпускной вечер в воспоминаниях россиян

237
Как тестировать видеорекламу. Инструкция

1804
Эмоциональное состояние россиян

137
next