Общество
Общедоступные исследования
Семья
05 апреля 2016
2833
Современное воспитание и «поколение next»

Светлое будущее

Фраза о том, что дети – наше будущее, стала аксиомой и не подвергается сомнению. Но каким это будущее будет, зависит от настоящего, от процесса воспитания, того внимания, которое старшее поколение уделяет младшему, и тех ценностей, которые закладываются в молодые умы. Как точно заметил английский педагог и философ Джон Локк: «От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа».

Институт общественного мнения «Анкетолог» задался вопросом: какие актуальные практики воспитания детей имеются у современных родителей «поколения next», углубившихся в виртуальное пространство, социальные сети и мессенджеры? Для поиска ответа был проведен опрос*, результаты которого представляют следующую ситуацию. В настоящих условиях с возрастом происходит не повышение общего уровня культуры ребенка, а наоборот, его снижение. Так, если воспитание дошкольников в большинстве своем (52% ответов) респонденты оценивали как среднее или даже высокое (25%), то в младшем школьном возрасте оно, в лучшем случае, остается средним (56% опрошенных) либо падает до низкого уровня (26%). Уровень воспитания подростков заслужил наиболее негативные оценки респондентов: средний – 39%, низкий – 39%, очень низкий – 18%. Таким образом, применительно к рассматриваемой теме можно говорить не о развитии, а о деградации подрастающего поколения, которая становится заметнее все большему числу окружающих людей. По мнению специалистов, одной из причин сложившейся ситуации является уменьшение объема времени, уделяемого ребенку родителями и их непропорциональное участие в развитии подростка.

Как Вы оцениваете уровень воспитания современных детей?

Слушайте маму

Основная нагрузка по воспитанию детей в большинстве случаев, как того и требует сложившаяся традиция, приходится на мать (55%). Доля участия отца в данном процессе составляет всего 3%. Старшее поколение (бабушки, дедушки) берут на себя подобную обязанность лишь в 6% случаев. Практика воспитания детей обоими родителями в равной степени распространена в 36% случаев.

Стоит отметить, что в настоящее время ситуация выглядит несколько иначе, чем поколение назад. Распределение участия в воспитании самих респондентов выглядит следующим образом. Основная нагрузка приходилась на мать (46%). Далее идут оба родителя (39%), в равной степени принявшие участие в данном процессе. На долю бабушек и дедушек приходилось 12% случаев. Отец являлся основным воспитателем всё также в 3% случаев. Таким образом, по прошествии всего одного поколения мы наблюдаем сокращение активности в вопросе воспитания детей со стороны старшего поколения (с 12% случаев тогда, до 6% сейчас). Совместное равное развитие детей как определенная практика тоже претерпевает нисходящие изменения (с 39% тогда - до 36% сейчас). Восходящей тенденцией, которую, конечно, нельзя назвать позитивной, является увеличение нагрузки в плане воспитания детей на матерей (с 46% тогда - до 55% сейчас).

Кто в Вашей семье больше занимается (занимался) воспитанием детей?

Бить или не бить, вот в чём вопрос

Основным методом воспитания детей в современных семьях становится убеждение (39% ), т.е. воздействие словом и делом на рациональную часть сознания ребенка, объяснение и доказывание ему необходимости придерживаться определенной «правильной» модели поведения.

Другим распространенным методом воспитания подрастающего поколения остается проверенный временем «кнут и пряник» (28%), подразумевающий различную частоту поощрений и наказаний в зависимости от поступков ребенка. Тем самым, он путём проб и ошибок формирует необходимую окружающим модель поведения.

Метод упражнения, заключающийся в проделывании и повторении определенных действий для их закрепления, требующий терпения как от ребенка, так и от родителя, менее распространен (12%), но все же заметен. Если в данной теме обращаться к теме телесных наказаний детей за проступки, то большая часть респондентов (72%) считает подобный метод в различной степени неэффективным. Однако четверть опрошенных (25%) верна традициям и считает физические наказания довольно эффективным подспорьем в процессе воспитания.

Какой из методов воспитания, по Вашему мнению, самый эффективный?
Считаете ли Вы метод физического наказания детей эффективным?

Воспитанные Интернетом

Часто отмечается, что современным родителям не хватает знаний и умений в области воспитания детей, поэтому результат и получается таким, каким он получается. В ходе опроса было установлено, что основными источниками полезной информации по нашей теме являются Интернет: социальные сети и форумы молодых мам, где они активно обсуждают проблемы и делятся опытом (75%); родственники, друзья, знакомые (59%), готовые всегда подкинуть совет решения похожей ситуации; а также СМИ (34%), специализированная литература (33%), все более уступающая свои позиции, и воспитатели, учителя (28%), чьи советы слушают, но не всегда воспринимают.

Из каких источников, по Вашему мнению, получают информацию о воспитании детей современные родители?

Как показывают результаты опроса, в вопросе воспитания детей современные родители полагаются, в первую очередь, на личный жизненный опыт и интуицию (72%), считая себя довольно уверенными и подготовленными в подобном деле. Напротив, 59% респондентов отметили, что обращаются к опыту своей семьи, т.е. воспроизводят те модели поведения и развития, которые доминировали в их детстве. Однако подобная стратегия воспитания имеет подводные камни, потому что в большинстве случаев вместе с полезными и эффективными практиками воспроизводится и негатив, не позволяющий ребенку превысить уровень своих родителей. Но не все так печально, 51% респондентов в вопросе воспитания ориентированы на мнение и рекомендации специалистов. В данном случае, главное - это  умение отличать полезное от вредного, а хорошего специалиста от посредственного. Также 27% опрошенных заявили, что пользуются опытом друзей или знакомых при воспитании собственных детей.

Как Вы считаете, при воспитании ребенка современным родителям необходимо, в первую очередь, обращать внимание на:

Сеем разумное, доброе, вечное

Развитие ребенка предполагает формирование у него определенной системы ценностей, которая будет его жизненным ориентиром. Как показал опрос, современные родители делают упор на развитие следующих качеств у своих детей. Это самостоятельность (76% ответов), уверенность в себе (76%), а также ответственность за свои действия (75%). Таким образом, формируется личность, способная иметь собственное мнение и следовать ему. Как отмечал английский социолог Герберт Спенсер: «Цель воспитания – это образовать существо, способное управлять собою, а не такое, какое могло бы только быть управляемо другими». Другими значимыми качествами, которые родители стараются развивать в своих детях, являются честность (73%), уважение к окружающим людям (68%), доброта (67%), трудолюбие (65%), порядочность (63%) и целеустремленность (51%). Однако, как было отмечено ранее, результаты современного воспитания, несмотря на благие мотивы, оставляют желать лучшего. Также укажем на одну особенность, такое качество, как скромность, занимает второстепенное место и выдвигается в качестве первоочередного лишь 23% респондентов.

Какие качества, на Ваш взгляд, необходимо развивать в ребенке в первую очередь?

Язык до Киева доведёт

Наряду с формирующейся системой ценностей ребенку необходимо приобрести целый перечень умений и навыков, определяющих, насколько успешно пойдет его дальнейший жизненный путь. По мнению респондентов, в настоящее время детей необходимо обучать следующим вещам: коммуникабельности, нахождению общего языка с другими людьми (подобным образом считают 70% респондентов), развитию внимания и памяти (70%), умению правильно говорить и презентовать себя (66%). Подобный набор близок к тем качествам, которые ценятся в менеджерах, маркетолагах, PR-специалистах или обычных сотрудниках сферы торговли и продаж, т.е. в людях, занимающихся не созданием чего-то, а играющих со словами, завлекающих внимание для реализации продукта, успешности бренда. Такие навыки, как устный счет и арифметика (30%), письмо (42%) или даже освоение иностранных языков (25%), по мнению современных родителей, «поколения маркетологов», являются второстепенными. В средней степени предпочтения отдаются развитию физических (51%) либо творческих способностей (51%), логике (56%) и чтению (58%), которое все же является обязательным для существования в нашей цивилизации.

Какие умения, по Вашему мнению, необходимо развивать в ребенке в первую очередь?

Внимание родителей = счастливый ребенок

Как уже неоднократно отмечалось в данной статье, низкий уровень культуры подростков – это уменьшение с возрастом доли внимания со стороны родителей. Так, результаты опроса демонстрируют, что время, уделяемое детям, по степени увеличения их возраста идёт по ниспадающей. Детям дошкольного возраста, по мнению большинства респондентов (43%), необходимо уделять в день более 3 часов. Младшие школьники требуют уже меньших временных затрат, а именно, от 2 до 3 часов в день (подобным образом считают 44% опрошенных). В случае с подростками данная достаточная норма сокращается всего лишь до 30 минут (мнение 73% респондентов). Несомненно, с возрастом ребенок становится более самостоятельном, а следовательно, требует меньшего надзора. Но сокращение времени, проводимого с ним до минимума, ведет к отчуждению от родителей и возникновению целого ряда проблем.

Также актуальным остается вопрос о том, кто же должен по-настоящему воспитывать ребенка? Большинство респондентов (59%) считают, что таким субъектом должна быть семья в целом, т.е. не только родители, но и старшее поколение в лице дедушек и бабушек. Таким образом, воспитание получается комплексным и обеспечивается преемственность как общекультурных, так и внутрисемейных традиций. Несколько меньшая доля опрошенных (38%) уверены, что родители могут справиться собственными силами, и сторонняя помощь им не нужна. Бытовавшее ранее мнение о том, что школа и детский сад в большей мере воспитывают детей и формируют их как личностей, сейчас уменьшилось в разы. За школу в данном контексте высказались всего 2% респондентов, за детский сад – 1%. Подобные низкие показатели говорят также еще о том, что в обществе категорически низкий уровень доверия к общественным институтам воспитания подрастающего поколения, коими и являются школы и детские сады.

Кто должен прежде всего воспитывать ребенка?

Кроме развивающих занятий существуют также разнообразные совместные практики, когда происходит не столько обучение, сколько общение родителей и ребенка. Например, чтение книг маленьким детям еще живо и актуально. Подобным образом довольно часто поступают 53% респондентов, еще 42% делают это хотя бы иногда. Подавляющее большинство опрошенных считают (83%), что с детьми необходимо играть и, желательно, делать это как можно чаще, т.к. в данном процессе происходит не только воспитание, но и сближение родителя и ребенка. Другим насущным вопросом в наш информационный век является определение оптимального момента, когда можно допускать ребенка к компьютеру и, что немаловажно, обучение его пользованию им. Большая часть респондентов (43%) уверена в том, что компьютер понадобится ребенку только после начала обучения в школе, поэтому и делать из него пользователя необходимо только после 6 лет. Меньшая часть (16% опрошенных) выступает за раннее развитие и допуск к компьютеру уже в промежутке 3-6 лет. А более трети респондентов (34%) не видят необходимости регулировать данный вопрос и считают, что ребенок освоит ПК, когда захочет сам: в пять, семь лет или даже в полтора года.

По Вашему мнению, в каком возрасте надо учить ребенка пользоваться компьютером?

Всестороннее развитие

Современные родители имеют также другие взгляды на такую деликатную тему, как половое воспитание. В большинстве своем (67%) респонденты считают, что ребенку обязательно необходимо рассказать и об этой немаловажной стороне жизни. Почти треть опрошенных (32%) придерживаются более традиционалистских взглядов и настаивают на том, что необходимо объяснять ребенку о половой жизни в случае, если он обратится сам, или ему понадобится совет.

Как Вы считаете, необходимо ли заниматься половым воспитанием ребенка?

Как советуют специалисты, помимо чтения или игр, необходимо всестороннее развитие ребенка, чтобы при вступлении во взрослый возраст он мог определиться со своим жизненным путем. Но готовы ли к таким действиям родители? Как показывают итоги опроса, более половины опрошенных (53%) готовы активно заниматься развитием своего ребенка: заниматься с ним дома, а также водить на различные кружки и секции. Еще 35% респондентов, возможно в силу занятости, отмечают, что секции и кружки – это наиболее приемлемый вариант для развития ребенка. Лиц, уверенных в том, что саморазвитие – это правильный путь, и взрослым не надо вмешиваться в данный процесс, весьма мало (всего 7% опрошенных). Среди многообразия вариантов дополнительного развития у родителей доминируют спортивные секции (76%). Более скромные результаты у школ по изучению иностранных языков (50%), познавательных и научных кружков (39%), кружков рисования и художественного искусства (39%), хореографии (36%), юных техников (30%). Современным родителям менее интересны такие учреждения дополнительного образования, как фольклорные и исторические кружки (9%), секции военно-патриотического воспитания (17%), кружки вокала (17%), театрального и сценического искусства (22%), музыки (26%), прикладных ремесел (21%), информатики и программирования (27%), а также секции альпинизма и туризма (20%).

В какие кружки или секции, потенциально, Вы отправили бы своего ребенка?

 

 

* Онлайн-опрос проведен среди 463 респондентов в возрасте от 20 до 55 лет из 9 Федеральных округов РФ. Среди опрошенных присутствует 75% женщин и 25% мужчин.