Культура
Общедоступные исследования
Общество
27 октября 2016
1580
Чувство юмора современных россиян

Известно, что среди всех живых существ, в том числе высших приматов, только человек обладает такой интеллектуальной особенностью как чувство юмора. Пожалуй, не воспользоваться таким подарком природы просто недопустимо! ИОМ Анкетолог решил узнать, насколько близки наши респонденты к миру юмора*.

«Какой ты шутник?»

Как показали результаты опроса, 73% наших респондентов относятся к «умеренным шутникам», которые порой могут уместно пошутить и посмеяться над хорошей шуткой. 14% ответивших могут смело отнести себя к настоящим юмористам, а вот 12% едва ли могут причислить себя к этой категории.

Скажите, пожалуйста, как оценивают Ваше чувство юмора Ваши друзья и знакомые?

В целом опрошенные относятся к юмору как к значимой части жизни. При этом большинство (58%) не представляют своей жизни без шуток и смеха, а 34% признались, что с юмором жить куда приятнее, чем без него. 

Скажите, пожалуйста, какое место в Вашей жизни занимает юмор?

«Блеснуть своим чувством юмора можно всегда и везде», - так считают 10% наших респондентов. Такая же доля опрошенных придерживается мнения о том, что шутить можно в кругу близких. Большинство опрошенных (79%) считает, что шутить уместно в любом кругу, но только когда ситуация располагает к этому. 

Как Вы считаете, в каких случаях уместно проявлять свое чувство юмора?

В Интернете столько всего смешного!

Смешные картинки и видео - пожалуй, самый безопасный и доступный способ расслабиться и поднять себе настроение. Часто ли наши респонденты балуют себя таким удовольствием? Большинство опрошенных (38%) делают это ежедневно. Чуть реже, несколько раз в неделю, получают порцию юмора 26% респондентов. 

Самым популярным источником юмора является Интернет (73% голосов). Возможно, это связано с разнообразием видов подобного контента: в различных социальных сетях, блогах и так далее всегда можно найти шутки в любом формате и на любой вкус. Менее востребованными являются телевизионные юмористические передачи (50%). К тематическим печатным сборникам обращаются чаще, чем к юмористическим передачам на радио (24% против 20%). 

Укажите, пожалуйста, к каким источникам Вы обращаетесь чаще всего?

В каком формате наши респонденты предпочитают получать регулярную порцию юмора?

В ТОП-5 наиболее популярных форматов вошли:

1. Комедийные фильмы, мультфильмы (3,6)

2. Смешные картинки, гифки (3,3)

3. Юмористические выступления - как сольные, так и групповые (2,9)

4. Юмористические видеообзоры (2,8)

5. Юмористические рассказы (2,7)

Вероятно, такое распределение связано с тем, что именно такие форматы доступны в любом популярном источнике, будь то Интернет, или телевидение.

«Английский юмор» - не для нас

Есть мнение, что понимание юмора и категория «смешного» в различных культурах различны. Поэтому некоторые люди предпочитают потреблять только «национальный» юмор, характерный для родной культуры, а кто-то считает, что границы понимания шуток зависят не от культуры, в которой они были рождены, а от личности адресата. Каковы же предпочтения наших респондентов?

Среди опрошенных превалируют «патриотические настроения» относительно потребляемого юмора. Большинство респондентов (43%) обращаются только к русскоязычным источникам, а 35% - к ним же в большей степени. Нейтральную позицию, не отдающих предпочтения шуткам по языковому признаку, заняли 14% опрошенных.

Скажите, пожалуйста, какие юмористические передачи Вы предпочитаете?

 \_(ツ)_/¯

Среди отечественных передач лидером по просмотрам является КВН (64%). Возможно, такая популярность данной передачи обусловлена тем, что она существует довольно давно и за долгие годы успела полюбиться российскому зрителю. На 2% отстали от КВН шоу «Уральские Пельмени» и Comedy Club. Примечально, что участники этих передач ранее выступали в КВН, и, возможно, несмотря на поменявшийся формат выступлений, специфика шуток осталась той же, а поэтому шоу быстро завоевали популярность. То же самое касается Comedy Woman - женской интерпретации Comedy Club, которая уверенно расположилась на 3 месте по частоте просмотров. При этом перечисленные шоу являются не только самыми просматриваемыми , но и отмечаются нашими респондентами как «любимые». Также в списке любимых юмористических передач наиболее часто встречаются такие шоу как «Один в один», «Большая разница» и «Смехопанорама».

Укажите, пожалуйста, российские юмористические передачи, которые Вы смотрите

Иконы юмора

На телевизионных экранах афишах, рекламных плакатах зачастую можно увидеть не только знаменитых музыкальных исполнителей и актеров, но и людей, способных поднять настроение, - комиков и сатириков. Кого из них знают наши респонденты? Среди отечественных артистов ТОП-3 наиболее популярных комиков выглядит следующим образом:

1. Евгений Петросян, Михаил Галустян (94%)

2. Михаил Задорнов (93%)

3. Павел Воля (90%)

Примечательно, что в ТОП-3 попали как представители «старой школы», известные еще со времен СССР, так и относительно молодые артисты. Нужно сказать, что народное признание проявляется не только в популярности шоу с участием этих комиков, но и множеством мемов, которые можно найти на просторах Рунета. Вамилия Евгения Вагановича, например, зачастую используется как нарицательная, что только подверждает его широкую известность.

А ТОП-3 среди зарубежных коллег выглядит следующим образом:

1. Эдди Мерфи, Роуэн Аткинсон (94%)

2. Бенни Хилл (67%)

3. Дж. Карлин (20%)

Российскому зрителю Эдди Мерфи и Роуэн Аткинсон известны еще с 90-х годов прошлого века, когда на российском ТВ часто показывали зарубежные фильмы различных сортов, в том числе и комедии (например, сериал «Мистер Бин» или известный фильм «Доктор Дулиттл»). А вот современников наши соотечественники знают меньше. Возможно, это связано с тем, что российский рынок юмористических фильмов и передач успел обогатиться собственными продуктами (часто берущими за основу зарубежные), которые вполне устраивают потребителя и не нуждаются в замещении «импортными» аналогами.

Шутить изволите?

Пожалуй, у большинства людей есть набор определенных тем, на которые приятно пошутить в кругу близких знакомых и вместе посмеяться. Любимой темой для шуток у наших респондентов являются бытовые, «ситуационные» шутки (49%). Рады также пошутить и на темы сложности семейных отношений (45%) и человеческих пороков (38%). Возможно, популярность указанных тематик связана с тем, что такие шутки универсальны и не требуют от адресата специфических знаний (например, как в случае с профессиональным юмором) и вряд ли способны оскорбить чьи-то чувства или смутить (как, например, «черный юмор»).

Скажите, пожалуйста, шутки на какие темы нравятся Вам больше всего

Есть мнение, что шутки на определенные темы способны вызвать недоумение или непонимание вместо ожидаемой положительной реакции, поскольку считаются неэтичными. Однако есть и противоположная позиция: шутить можно над всем и табуировать шутки лишь на определенные темы лицемерно. Наши респонденты считают следующим образом.

Смерть и геноцид, по мнению респондентов, считаются самой болезненной темой, шутки на которую совершенно недопустимы (67%). Терроризм, войны и катастрофы - тоже одна из наименее удачных тем для смеха (61%). Вслед за ними расположились шутки над изъянами внешности, инвалидностью (57%). Вероятно, такие вещи как смерть, болезни и инвалидность можно условно отнести к разряду «может случиться с каждым» и задевают довольно большие категории людей.

 

Скажите, пожалуйста, шутки на какие тему Вы считаете неприемлемыми ни в коем случае?

Наши респонденты поделились с нами своими любимыми смешными картинками и афоризмами. Поэтому в нашей полной статистических данных статье своеобразная минутка юмора! Enjoy!

***

«Мужчина решил утопиться,встал на край моста с камнем на шее, вдруг кто-то его трогает за руку,смотрит бабулька старенькая:

-Сынок,а котяток не прихватишь?»

***

«Dark humor is like children with cancer- it never gets old»

***

«Звонок в дверь.

-Абрам дома? Пока дома. Но венки уже выносят.

-Так он что, на футбол не пойдёт?»

***

«Сыночек, у вас в садике топят?

- Нет, только в угол ставят»

***

 

*В опросе приняли участие 366 человек, из которых 33% мужчин и 67% женщин.

Вам также может понравиться
prev
35% россиян с раздражением относятся к сотрудникам ГАИ

324
70% россиян хотели бы ужесточить правила продажи огнестрельного оружия

238
Как тестировать видеорекламу. Инструкция

2090
Усталость, раздражительность, депрессия: как работа влияет на россиян

352
Эмоциональное состояние россиян

370
Россияне о Николае II: «жертва обстоятельств, человек не на своём месте и виновник революции»

441
Как россияне выживают в жаркую погоду

287
Крещение Руси и роль религии в современной России

460
Дружба в жизни россиян

985
Проблема лишнего веса в России

1044
Россияне о домах престарелых

1035
Шведы в кустах и телевизор в песочнице: как россиянам запомнился чемпионат мира по футболу

359
Есть инсайт! Как рождались самые крутые рекламные кампании мира

197
Что умеют и чему хотели бы научиться россияне

1226
Россияне об экстремизме в социальных сетях

729
Школьное образование в оценках родителей

75
next