По данным Росстата, рынок алкогольной продукции продолжает падение. Объем продаж алкогольных напитков в абсолютном выражении составил 72,5 млн дкл (декалитров), что на 2% меньше, чем за аналогичный период 2015 года, и на 8,9%, чем в 2014 году. Всего за последние 3 года рынок алкогольной продукции упал на 20%.

Падение происходит во всех сегментах: за январь-сентябрь 2016 года (по сравнению с 2015 годом) на 3,4% упали продажи водки и ликероводочных изделий, на 1,2% – винодельческой продукции, на 4,2% – шампанского и игристых вин, на 3,2% – пива.

Наряду с падением доли продаж алкогольной продукции, по данным Nielsen, за 9 месяцев текущего года увеличился объем продаж безалкогольного пива: рост составил 14% по отношению к аналогичному периоду 2015 года.

Аналитики объясняют рост продаж безалкогольного пива разрешением на его рекламу. Союз российских пивоваров в сотрудничестве с ФАС разработал и ввел с 1 марта 2016 года добровольную унифицированную маркировку рекламы безалкогольного пива в виде легко определяемой пиктограммы. Еще раньше, в начале 2016 года, Союз согласовал с ФАС «Кодекс коммерческих коммуникаций о безалкогольной продукции на основе пива», который предусматривает еще более жесткие требования к производителям. Таким образом, усилия по разграничению в восприятии покупателя алкогольного пива от безалкогольного принесли свои плоды, и рынок безалкогольного пива начал развиваться.

Рост спроса на безалкогольное пиво характерен и в Европе. Так в Нидерландах он возрос на 27%.

Российские производители пива, подстраиваясь под тенденции роста, перестраивают свои производства и увеличивают количество производимого безалкогольного пива. Кроме того они создают марки безалкогольного пива на базе всем известных марок: Zatecky Gus «Балтики», Velkopopovicky Kozel и Miller компании Efes, Gosser компании Heineken.

Безалкогольное пиво сейчас получают посредством диализа готового алкогольного пива, в результате которого из него полностью убирается весь алкоголь с сохранением вкуса.

Дополнительным стимулом роста производства и продажи безалкогольного пива в России станет нулевой акциз на него в 2017-2019 гг. (такое положение содержится в законопроекте о внесении изменений в Налоговый кодекс России, принятом Госдумой в первом чтении 2 ноября 2016 года), за счет чего цена на данный вид пива останется привлекательной для потребителя.