Маркетинг 07 апреля 2018

Как опросы заставляют сотрудников стать лучше

Опросы остаются главным инструментом для измерения вовлеченности команды. Однако не все руководители знают, что с помощью стандартной анкеты можно не только собрать информацию, но и мягко воздействовать на собеседника. И дело не в каких-то манипулятивных техниках, так работают даже абсолютно нейтральные вопросы, если правильно их сформулировать. Валерий Парыгин, руководитель института общественного мнения «Анкетолог», объясняет, почему нужно обязательно использовать опросы в управлении персоналом.

 

Еще в 1980-х годах был подробно описан так называемый «эффект простого измерения». Суть его такова: спрашивая человека о возможности совершить то или иное действие, вы повышаете вероятность совершения им этого действия. Это работает, если речь идет об одобряемом поведении в той или иной социальной группе.

Существование этого феномена подтвердилось экспериментами. Так, за два дня до выборов ученые звонили жителям Сиэтла и задавали им простые вопросы: «Знаете ли вы, где находится избирательный участок в вашем районе?» и «Пойдете ли вы голосовать?». В итоге в экспериментальной группе явка на выборы оказалась на 25% выше. Примерно так же исследователям удалось повысить активность зарегистрированных доноров крови. Простой вопрос «Вы собираетесь сдавать кровь в течение следующих 6 месяцев?» поднял явку в центр донорства на 6%.

Попробуйте отправить своим сотрудникам короткий опрос: «Какие инструменты для повышения эффективности в работе Вы знаете?» и «Какие из них Вы планируете освоить в ближайшие 3 месяца?» Повышение квалификации — это одобряемое действие для каждого сотрудника. И это сработает.

Вы тоже можете разделить персонал на контрольную и экспериментальную группы и так проверить эффективность метода. Для удобства рассылки анкет и анализа результатов используйте любой сервис для создания онлайн-опросов. Это гораздо быстрее, чем бумажные анкеты и личные интервью.

Конечно, вы могли бы просто поставить конкретную задачу — выучите то-то и то-то — но опрос поможет сотруднику проявить инициативу.

Вывод 1: Опросы подталкивают сотрудников в нужном направлении

 

Приглашая сотрудника к опросу, например, оценить работу того или иного подразделения, вы даете ему сигнал – твое мнение важно. Он может отправить онлайн-анкету в спам, но ему будет приятно чувствовать, что он способен влиять на решения в компании. Поздравления с днем рождения тоже иногда утомляют, особенно дежурные. Но согласитесь, что их отсутствие тревожит и раздражает куда больше. 

В гигантской компании со штатом в десятки тысяч человек для получения репрезентативного среза бывает достаточно опросить лишь одного из трехсот, или даже одного из пятисот сотрудников. При этом все равно есть смысл как минимум 2-4 раза в год высылать опросы для всех, чтобы каждый знал, что его слышат на самом верху.

При этом сотрудники, как правило, действительно хотят высказаться. Статистика внутрикорпоративных опросов, проведенных нашими клиентами, говорит, что в среднем 35% сотрудников в компаниях от 1000 человек, заполняющих анкету, развернуто отвечают на необязательные открытые вопросы. Можно расставить галочки наугад, но писать пространный ответ, тем более если от тебя его не требуют, просто так никто не будет. 

Вывод 2: Опросы дают возможность сотрудникам почувствовать себя значимыми

 

 

Регулярно рассылайте опросы на разные темы, например, об оценке корпоративного климата, об информированности или стандартный опрос «голос внутреннего клиента», но не делайте участие обязательным. Уровень отклика на анкеты покажет, какие аспекты наиболее важны для сотрудников. Можно слукавить в ответах или заполнить анкету невнимательно, но показатель Open Rate, особенно на дистанции из нескольких повторяющихся опросов на разные темы, не обманет. 

Также важно анализировать свободные ответы и комментарии в анкете. Разделяйте ответы на тематические категории и получите четкую картину, где и что у компании болит. Это достаточно серьезная работа, но она того стоит.

Подсказка: используйте анонимные онлайн-опросы, чтобы спровоцировать сотрудников на откровенность. Непосредственное общение с людьми, лично, по телефону или мессенджеру, к ней не располагает. Например, в ФБР регулярно проводят анонимные опросы, так называемые «детекторы дыма», на основе которых принимают серьезные кадровые решения.

Вывод 3: Опросы покажут вам, что на самом деле важно сотрудникам 

 

И наконец самое главное. Сегодня есть, пожалуй, даже слишком много возможностей собирать информацию о сотрудниках, клиентах или пользователях сайта. От простого контроля над историей браузера до продвинутых автоматизированных сервисов. Еще никогда присутствие «большого брата» не было таким очевидным, вспомните хотя бы скандал со сливом аккаунтов из Facebook*. И вспомните, сколько ноутбуков с заклеенными камерами вы видели в последнее время.

 

 

На фоне страха за сохранность своих личных данных опросы делают вас человечнее. Люди оценят, что вы не скрываете своих намерений, желая получить информацию. И это, возможно, главное преимущество опросов на сегодняшний день.

 

Попробуйте бесплатно создать свой опрос с помощью онлайн-конструктора «Анкетолог». В нем 18 типов вопросов и богатые возможности сбора и анализа результатов.

* соцсеть Facebook признана экстремистской, запрещена в России.

Популярные материалы