Сладкая жизнь россиян
Потребление в России сладостей и кондитерских изделий находится на высоком уровне. Согласно результатам опроса, проведенного Институтом общественного мнения Анкетолог*, граждане нашей страны приобретают сладости 1–3 раза в неделю (44,7%), а больше четверти опрошенных (27,3%) — почти ежедневно. При этом цифры непосредственного потребления сладкого и кондитерских изделий еще выше. Более половины респондентов (54,6%) балуют себя сладостями каждый день, еще треть (31,2%) — от 1 до 3 раз в неделю. Поэтому любителей сладкого в стране довольно много. Сладкоежками в полной мере назвали себя 22,7%. Еще 31,1% респондентов частично относят себя к данной группе. Таким образом, кондитерские и прочие сладкие изделия — это уже не столько атрибут праздника, сколько повседневный продукт как молоко или хлеб.
Это подтверждается и результатами проведенного исследования. 67,5% респондентов указали, что сладкое для них — это десерт, идущий после основного приема пищи. 46,8% употребляют сладкое для получения своеобразного гастрономического удовольствия. В качестве атрибута праздника кондитерские изделия воспринимаются 55% опрошенных. Интересно отметить, что больше трети опрошенных (35,7%) указали, что употребляют сладкое «за компанию»с детьми, т. к. первоначально данный продукт приобретался именно для них.
Подавляющее большинство россиян (75%) не отдает предпочтение произведенным или самостоятельно изготовленным кондитерским изделиям, с равным удовольствием употребляя их. Не видят особой разницы опрошенные и между отечественными и зарубежными сладостями (46,8% ответов), предпочитая их в равной степени. Однако треть респондентов (32,5%) все же склоняется в пользу российской продукции. Основными источниками приобретения кондитерских изделий, согласно ответам респондентов, являются крупные супермаркеты и гипермаркеты (79,5%), и небольшие продуктовые магазины (54,7%), находящие в шаговой доступности от дома. Но заметной популярностью пользуются также специализированные кондитерские магазины (39,9%).
Однако не каждая сладость может завоевать доверие россиян. Перечень критериев, по которым опрошенные выбирают кондитерские изделия, следующий. Во-первых, это вкус изделия (важен для 96,8%) и его качество (95,4%). Следом идет опыт прошлых покупок (87,1%), состав продукта (80,7%) и вид изделия (80%). Меньше всего при выборе кондитерских изделий россияне обращают внимание на рекламу (7,5%) и название продукта (18,2%).
Что касается наиболее любимых россиянами сладостей и кондитерских изделий, то фаворитами, однозначно, являются шоколад (выбор 50,7% опрошенных) и печенье (48,2%). Далее в списке предпочтений следуют конфеты, карамель, леденцы (45,4%), а также мороженое (40,4%). Торты и пирожные назвали самыми любимыми изделиями около трети опрошенных (31,1%).
Несмотря на довольно высокий уровень потребления, россияне неоднозначно относятся к сладкому. С одной стороны, это один из доступных всем способов сделать жизнь немного приятнее (74,3%) и важный источник энергии, позволяющий активизировать умственную деятельность (65%). С другой стороны, это продукт, способствующий возникновению проблем со здоровьем (69,6%) и вызывающий привыкание (53,2%), что устанавливает некоторые ограничения в его потреблении.
Также участникам опроса было предложено выбрать национальную русскую сладость. Наиболее популярными вариантами с незначительным разрывом между собой стали сладкие блины (21,1%) и пряники (20%), как наиболее традиционные и закрепленные в культуре продукты. Следом идут более тягучие сладости, такие как мёд (16,4%) и варенье (13,9%). Также среди значимых предложенных вариантов национальной сладости присутствовали кисель и компот (7,5%), ватрушки (6,8%), сладкие пироги (5,7%) и оладьи (4,6%).
* В опросе приняли участие 280 человек из 8 Федеральных округов в возрасте от 18 до 55 лет, из которых мужчин – 28%, женщин – 72%.