Теракты в России: кто виноват и что делать?
За последние несколько лет относительного затишья, мы, кажется, успели отвыкнуть от чувства опасности перед угрозой терроризма. Мы ведем борьбу с этим мировым злом на дальних рубежах, в Сирии, но, вероятно, забыли о том, что мы сами не застрахованы от террористических актов у себя дома. Теракт, произошедший 3 апреля 2017 года в метро Санкт-Петербурга, заставил нас вернуться в жестокую действительность. Проведенный нами опрос был призван выявить настроения россиян, насколько сильно они теперь ощущают тревогу за свою безопасность, что думают о мерах, принимаемых властями в сложившейся ситуации, какими видят варианты борьбы с терроризмом и т. д.
Институт общественного мнения «Анкетолог» провел социологический опрос [1], в ходе которого были рассмотрены важные аспекты проблемы безопасности граждан в свете произошедшего недавно теракта в метро Санкт-Петербурга. Абсолютное большинство россиян (81,4%) рассматривают данное событие как «страшное / трагическое происшествие». При этом 8,6% воспринимают его лишь как «плохую новость», а 6,9% опрошенных воспринимают теракт в Санкт-Петербурге как личную трагедию.
Ключевым вопросом исследования стало изучение степени обеспокоенности россиян за свою жизнь после теракта. Результаты опроса показали, что 20,9% респондентов однозначно стали чувствовать себя в опасности, при этом 32,9% ответили «скорее да, чем нет». Примерно столько же респондентов (32,5%) ответили «скорее нет, чем да» и 13,7% однозначно не чувствуют себя в опасности (Диаграмма 1). Подобное распределение ответов показывает в целом усиление чувства тревоги среди россиян, хотя в большинстве своем (35,1%) россияне не перестали пользоваться метро, лишь 2,1% ответили, что отказались от метро и 6,9% респондентов стали ездить на метро реже.
При оценке респондентами усилившихся мер безопасности, предпринимаемых властями после теракта, учитывался факт короткого промежутка времени, прошедшего с момента взрыва в метро. Естественно, что россияне в большинстве своем (59,2%) «полностью поддерживают» усиление мер по обеспечению безопасности на транспорте. Также значительное количество (23,3%) относятся к этому терпимо. А 4,2% выступают «против этого» (Диаграмма 2). И хотя россияне поддерживают усиление, однако в своих комментариях многие из них выражали скепсис по поводу предпринимаемых мер: «Сегодня я спустилась в метро, на Московской. Но охраны не стало больше, стояла все та же пара молоденьких полицейских. Я надеялась увидеть реальное усиление», «Временная и не эффективная мера. Повышенный уровень мер безопасности должен быть постоянным в условиях сегодняшней реальности», «Жалко, что всё происходит только, когда «петух клюнет», «Это все показное. Формально усилили количество человек, формально проверяют. Как играли в телефон, так и играют. Как разговаривают между собой, так и разговаривают/смеются. Никакой ответственности, серьезности. Досмотра дополнительного как не было, так и нет».
Результаты опроса показали, что лишь 12,9% считают усиление мер безопасности на транспорте «вполне эффективными», половина россиян (49,6) ответила «скорее да, чем нет». Остальные выразили альтернативное мнение (27% — «скорее нет, чем да», 10,4% ответили «нет, эти меры неэффективны»). Эти данные можно дополнить ответами на другой вопрос исследования, в котором респондентов спрашивали о том, какие меры безопасности на транспорте, по их мнению, нужно предпринять в первую очередь, чтобы максимально снизить вероятность проведения там терактов. И здесь наибольшее количество россиян (71%) выбрало вариант «Сделать более тщательным контроль на входе в станции метро / автостанции / вокзалы / аэропорты».
Наименьшее количество респондентов (29,4%) проголосовало за вариант «Увеличить количество полицейских на станциях метро / остановках / вокзалах / аэропортах». Таким образом, россияне выступают скорее за усиление контроля на входе, нежели за увеличение количества дежурных полицейских на самих объектах транспортной инфраструктуры. Россияне выражали следующие мнения в комментариях: «Установить видеонаблюдение за теми, кто контролирует безопасность, т.к. практически каждый полицейский «спит» на рабочем месте», «Необходимо не увеличивать количество полицейских, а их отношение к более качественному выполнению своих обязанностей», «Необходимо заставить выполнять свои обязанности всем службам безопасности. Они как украшение станций и вокзалов. Разве что храпа не слышно».
Другие высказывали мнение о необходимости улучшения работы спецслужб: «Если террорист уже несет бомбу к месту теракта, то остановить его может только чудо. Спецслужбы должны работать на этапе планирования теракта, а не его осуществления», «Превентивная работа силовых органов, агентурная работа силовых органов», «Грамотно использовать имеющиеся ресурсы, не для галочки, усилить ответственность руководителей спецслужб за случившееся теракты».
Некоторые респонденты писали о необходимости наведения порядка в сфере миграции: «Необходимо тщательнее проверять приезжих», «Контролировать внешнюю политику, поток мигрантов», «Запретить спускаться в метро в хиджабах, когда со мной в вагон заходит такая женщина, я всегда выхожу из поезда и жду следующего. Я хочу быть спокойна в своей стране».
Следующая часть нашего исследования касалась мнения респондентов относительно причин и последствий теракта в метро Санкт-Петербурга. Значительное число россиян (60,6%) в качестве проблем, которые привели к данному теракту, назвали «Проблемы в миграционной политике». На втором месте находятся «Проблемы в работе силовых структур» (55,5%), на третьем месте — «Проблемы во внешней политике России» (38,7%) (Диаграмма 3).
Миграционный вопрос остается злободневным в России. Как известно, Российская Федерация по итогам 2016 года занимает третье место по количеству мигрантов. На конец прошлого года в стране проживало 11,9 млн мигрантов. По этому показателю мы уступаем лишь Германии (12,4 миллионов мигрантов) и США (46,6 миллионов мигрантов)[2]. Естественно, что в связи с большим миграционным потоком растет и социальная напряженность, негативное отношение местного населения к приезжим, особенно на фоне происходящих терактов. Как известно, исполнителем теракта в Санкт-Петербурге был выходец из Киргизии, получивший несколько лет назад гражданство России. В этой ситуации миграционный вопрос лишь обостряется.
Некоторое время назад в США указом нового президента Д. Трампа было введено ограничение на въезд на 90 дней в страну гражданам стран с преимущественно мусульманским населением. Сам президент объяснил данное решение так: «Защитить границы страны и более эффективно бороться с террористической угрозой» [3]. Как к подобным мерам относятся россияне? Об этом мы также спросили в ходе нашего опроса. Вопрос звучал следующим образом «Как Вы относитесь к идее ограничить въезд в Россию гражданам стран с высоким уровнем террористической опасности?», при этом мы не уточняли, какие страны имеются в виду, так как целью данного вопроса было изучение отношения респондентов не к конкретным странам, а к самой идее ограничения въезда.
Больше половины жителей России (55,3%) поддерживают данную инициативу, а четверть россиян (25,9%) относятся к данной идее «скорее положительно, чем отрицательно». По остальным вариантам ответов были получены незначительные показатели («нейтрально» — 10,3%, «скорее отрицательно, чем положительно» — 6,4%). «Категорически против» выступает лишь 2,1% респондентов (Диаграмма 4). В США после подписания указа о запрете на въезд гражданам некоторых стран на улицы с протестом вышло огромное количество людей, заявляя об ущемлении прав граждан стран из черного списка.
В России, как показывают наши результаты, подобный запрет вряд ли бы встретил массовое сопротивление населения, хотя, возможно, это связано опять-таки с произошедшей совсем недавно трагедией в метро Санкт-Петербурга. В условиях эмоционального напряжения запрос людей на более радикальные меры ради предотвращения террористических атак только усиливается. Вот что пишут респонденты: «Да вообще всех нелегалов гнать. Оставлять только те семьи, где хотя бы один представитель работает официально и налоги платит. Остальные пускай едут туда, где родились», «Вообще нужно пересмотреть наши миролюбивые подходы ко въезду в нашу страну кого ни попадя», «Я вообще не понимаю в чём проблема - визовый режим и закрытие границ, и всё! Но опять же тут всё упирается в коррупцию», «Разрешение на въезд выдавать через год после запроса. За этот год проверить человека от и до, и его родню (друзей, знакомых)».
Другая часть выражала сомнение по поводу эффективности данных мер: «Дело в том, что это не поможет, т.к. вербовки идут по всем странам, в том числе в России», «С современными методами вербовки эти меры не помогут», «Все, кому надо, давно уже въехали, и ведут работу по подготовке террористов на нашей территории», «Зачем? Тогда террористов будут вербовать исключительно из россиян».
Самой радикальной мерой в практике исполнения судебных решений является смертная казнь. В России с 1996 года действует мораторий на смертную казнь. Однако в связи с громкими преступлениями последних лет в обществе периодически звучат предложения о возврате высшей меры наказания. Вот и сейчас в связи с терактом в Санкт-Петербурге слышатся голоса тех, кто выступает за применение смертной казни, по крайней мере, в отношении лиц, причастных к террористической деятельности.
Как показывают результаты нашего опроса, за применение высшей меры наказания в отношении лиц, причастных к терактам, высказалось 72% россиян. Соответственно 28% высказались «против» (Диаграмма 5), это мнение было мотивировано следующим образом: «Если они и так добровольно идут на смерть, как их остановит смертная казнь; и так-то много невинно осужденных (по любым статьям)», «Смертную казнь в принципе нельзя вводить в России, т.к. наша судебная система гнилая и донельзя коррумпированная», «Существует риск судебной ошибки, а значит, может быть казнен невинный человек».
Таким образом, несовершенство судебной системы в России является основным фактором, заставляющим россиян сомневаться в необходимости введения смертной казни. Помимо наказания преступников, важным вопросом являются действия правоохранительных органов по расследованию терактов. Данные нашего опроса показали в целом хорошие оценки действиям силовых структур по расследованию теракта в метро Санкт-Петербурга. 10,1% респондентов дали оценку «отлично», 34,6% — «хорошо», 27,8% дали нейтральную оценку, при этом 14,8% опрошенных оценили работу следственных органов «удовлетворительно». Неудовлетворительной эту работу назвали лишь 12,7% респондентов (Диаграмма 6).
В дополнение к этому можно привести ответы на вопрос исследования «Как Вы считаете, за последние годы продвинулась ли Россия вперед в борьбе с терроризмом?». 16,3% респондентов ответили «однозначно да», 42,2% ответили «скорее да, чем нет». Это довольно значительные показатели. В то же время 27,5% респондентов выразили неуверенность, ответив «скорее нет, чем да» и 9,7% убеждены, что «однозначно нет». Стоит отметить небольшое количество тех, кто считает, что Россия в борьбе с терроризмом «откатилась назад» (4,3%). Таким образом, мы видим в целом положительную оценку работу правоохранительных органов, даже несмотря на явный провал в работе силовых структур, допустивших теракт в петербургском метро.
После крупных трагических событий, как правило, происходит сплочение общества. Правда, как показывает история, ненадолго. После теракта в Санкт-Петербурге в крупных городах страны прошли антитеррористические митинги и акции памяти погибших в результате теракта [4]. Мы спросили респондентов, сумела ли трагедия в Санкт-Петербурге объединить наше общество. 20,8% россиян ответили «однозначно да» и 48,1% считают, что «скорее да, чем нет». При этом четверть опрошенных (24,6%) ответили «скорее нет, чем да» и 6,4% респондентов ответили «однозначно нет». Получается, что около 70% россиян в той или иной степени ощущают единение общества в борьбе с общей угрозой.
Следующий вопрос нашего исследования носил риторический характер. Вечный вопрос выбора между свободой и безопасностью актуален во все времена, наверное, с тех самых пор, как в эпоху Античности возникло само понятие «демократия». Вопрос же исследования был сформулирован следующим образом: «Готовы ли Вы ограничить свои личные права и свободы ради безопасности в стране?». 29,6% респондентов ответили «категорически нет», а более половины опрошенных (58,1%) ответили «да, частично». Только 12,2% респондентов ответили «однозначно да» (Диаграмма 7).
Противники ограничения прав и свобод ради безопасности в комментариях писали следующее: «Права даны конституцией России, остальное принуждение», «Однозначно против этого — в нашей стране итак слишком много злоупотребления властью со стороны полицейских и прочих - а это даст им еще больше свободы», «Ограничение чьих-то прав не приведет к безопасности в стране», «Слишком тонкая грань между разумным ограничением свобод ради безопасности и манипулированием властей в собственных интересах».
Те россияне, которые в той или иной мере готовы ограничить свои права и свободы ради безопасности, формулировали следующие условия, при которых это возможно: «Если это не нарушит личное пространство», «Готова, если это может сохранить мою жизнь», «Если это не несет существенных неудобств моему образу жизни и действительно оправданные действия», «Готова, только если органы власти не будут своим положением пренебрегать», «Если не дойдет до «стукачества» за вольные высказывания и свободу слова».
Другой вопрос касался средств массовой информации и их роли в освещении террористических актов. Респондентам был задан вопрос: «Поддерживаете ли Вы идею скрывать информацию о терактах для СМИ с тем, чтобы не популяризировать деятельность террористов?». Результаты показали, что 31,3% опрошенных выступают «категорически против» этой идеи. При этом 8,3% ее «полностью поддерживают» и 20,8% ответили «скорее да, чем нет» (Диаграмма 8).
Среди противников сокрытия информации о терактах для СМИ высказывались следующие мнения: «Сообщать в СМИ необходимо, чтобы все граждане проявляли бдительность и гражданскую ответственность», «Обнародование информации о терактах не популяризирует террористов, но сразу обнажает беспомощность властей и бесполезность ограничения личных свобод, поэтому сокрытие такой информации будет означать, что власть расписалась в своей полнейшей некомпетентности и бессилии», «Российские СМИ не будут освещать, — тогда россияне узнают через Euronews и т.п., новостные каналы», «Нормальный человек никогда не будет относиться к этому с симпатией, деятельность террористов не может быть популярной, она может вызывать только гнев и омерзение. Мы должны знать, как к нам относятся эти выродки. И лишний раз, не надеясь ни на кого, позаботиться о своей безопасности».
Подводя итоги проведенного исследования, мы видим, что подавляющее большинство россиян восприняло теракт в метро Санкт-Петербурга как трагедию, и эта трагедия объединила их в борьбе с общей угрозой. Да, многие жители России перестали ощущать себя в безопасности, но они едины в необходимости продолжения борьбы с терроризмом.
Россияне выступают за усиление мер безопасности на транспорте, в особенности на входах в объекты транспортной инфраструктуры. И чтобы это было сделано не формально, а на деле. Ведь мы уже научены горьким опытом, когда усиления эти происходят лишь на какое-то время после совершенных терактов, а затем чувство опасности как бы притупляется. И хотя в основном россияне положительно оценивают действия силовых структур по расследованию теракта в Санкт-Петербурге и даже считают, что Россия в последние годы продвинулась вперед в борьбе с терроризмом, но все же у жителей нашей страны накопилось много вопросов к тем, кто призван обеспечивать защиту от террористических угроз.
Болезненным остается вопрос относительно миграционной политики России, где, судя по результатам опроса, еще много нерешенных проблем. В частности, людей беспокоит отсутствие должного контроля за въезжающими в страну мигрантами. Многие из участников опроса высказались за ограничение въезда гражданам стран с высоким уровнем террористической угрозы. Также недовольство жителей России вызывает работа тех силовых структур, которые должны предупреждать теракты заранее, а не разбираться уже по факту их совершения.
Россияне поддерживают идею применения смертной казни в отношении лиц, причастных к терактам. При этом их основную озабоченность вызывает несовершенство судебной системы в нашей стране, когда высшую меру наказания могут применить и в отношении невиновного.
На пути борьбы с терроризмом больше половины россиян готовы пойти на частичное ограничение собственных прав и свобод, но лишь при условии реальной эффективности данных мер в обеспечении их безопасности. Также значительная часть респондентов выступает против сокрытия информации о терактах для СМИ с целью предотвращения популяризации деятельности террористов. То есть одно из основных своих прав — право на доступ к информации, россияне считают основополагающим и неприкасаемым.
--------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Было опрошено 292 респондента, из них: 29,8% - мужчины, 70,2% - женщины. Возраст: до 18 лет – 1%; 18-25 лет – 8,6%; 26-35 лет – 33,9%; 36-45 лет – 22,6%; 46-55 лет – 20,5%; от 55 лет – 13,4%. Распределение по федеральным округам: ЦФО – 33,6%; СЗФО – 10,3%; ЮФО – 8,6%; СКФО – 2,4%; ПФО – 17,5%; УФО – 8,5%; СФО – 13,7%; ДФО – 2,7%. Другая страна – 2,7%.
[2] Россия заняла третье место в мире по числу мигрантов / Газета.ru // https://www.gazeta.ru/social/news/2016/04/19/n_8528747.shtml (дата доступа: 14.04.2017).
[3] Маслова Валерия. «Запрет на мусульман»: как на Западе отреагировали на мигрантские указы Трампа / Сайт «RT» // https://russian.rt.com/world/article/354689-tramp-musulmane-migranty-zapret-reakciya (дата доступа: 14.04.2017).
[4] В крупных городах России прошли митинги против террора / Газета «Ведомости» // https://www.vedomosti.ru/politics/news/2017/04/08/684735-mitingi-protiv-terrora