Культура 05 июня 2017

Современное российское кино в оценках и цифрах

Российский кинематограф в последние годы переживает подъем. Появляются отдельные фильмы, по качеству не сильно уступающие голливудскому продукту. Но судя по количеству наград международных кинофестивалей, наши фильмы не сильно востребованы мировым зрителем. Основными потребителями российского кино, как и прежде, являются жители нашей страны и стран бывшего СССР. Мы спросили россиян, что так и что не так с отечественным кинематографом, нужна ли ему цензура, каких актеров они хотели бы видеть на экране и о многом другом.

Результаты исследования

 

Вопрос 1. Фильмы производства какой страны Вы предпочитаете смотреть?

 

Вопрос 2. Какие российские фильмы 2017 года Вы смотрели? (*показаны варианты, набравшие более 4% ответов).

 

Вопрос 3. Какие российские фильмы 2017 года Вам понравились больше всего? (*показаны варианты, набравшие более 4% ответов).

 

Вопрос 4. Что Вам больше всего нравится в российских фильмах?

 

Вопрос 5. Что Вам больше всего не нравится в российских фильмах?

 

Вопрос 6. Ходите ли Вы в кинотеатры на просмотр российских фильмов?

 

Вопрос 7. Вспомните, пожалуйста, сколько примерно раз за последние полгода Вы были в кинотеатрах на просмотре российского фильма?

  

Вопрос 8. Перечислите, пожалуйста, Ваших любимых современных российских актеров. (*показаны варианты, набравшие более 10% ответов).

 

Вопрос 9. Перечислите, пожалуйста, Ваших любимых современных российских актрис (*показаны варианты, набравшие более 10% ответов).

 

Вопрос 10. Как Вы считаете, современные российские фильмы по качеству лучше американских фильмов или хуже?

 

Как Вы считаете, современные российские фильмы по качеству лучше американских фильмов или хуже? Здесь Вы по желанию можете дополнить свой предыдущий ответ?

наиболее интересные комментарии

  • Российские фильмы - для сердца и души, американские - обычно просто зрелищные. Правда, бывают исключения. Спецэффекты вообще не люблю.
  • Невозможно сравнивать. что вкуснее яблоко или мороженое? люблю и то, и другое.
  • В современном российском кино нужно проводить работу над всем - начиная с ужасной операторской работы, когда камеру суют актерам в лицо, и заканчивая сценариями, в большинстве своем идущим под копирку. И придумать что-то свое, наконец, а не плагиатить Марвел и прочие блокбастеры, как сделал Андреасян, к примеру. Это же просто позор.
  • По спецэффектам российские фильмы уступают американским.
  • Отсутствие внятных сценариев портит всё на свете, даже при больших бюджетах, отличных спецэфектов и хорошей актёрской игры
  • Российские фильмы являются убогой репликой зарубежных картин, насыщенные рекламой и вечными "русскими" ценностями: пьянство, ксенофобия и сексизм; регулярная спекуляция на военных патриотичнских темах.
  • В наших фильмах гораздо больше смысла, человеческих ценностей, юмор тоньше( правда не во всех), несомненно, игра актеров, а по уровню спецэффектов и качества картинки не хуже американских сейчас.
  • Очень мало качественных современеых фильмов в целом. Но существует стереотип,что русские фильмы снимать не умеют. На самом деле у нас есть отличные фильмы,но они либо плохо рекламируются,либо в соотношении с американскими их не так много.
  • Во многих фильмах сюжет заимствован у зарубежного кинематографа, вплоть до спецэффектов. Неужели русский народ не может придумать что то своё? Смотришь трейлер к фильму и понятно что ты смотрел это пару лет назад в исполнении Европы или Голливуда.
  • Абсолютное большинство российских фильмов, выходящих в широкий прокат (!!!), значительно уступают зарубежным (Европа и США) фильмам.
  • Современные фантастические фильмы проигрывают по спецэффектам американсим, исторические фильмы, к сожалению, не дотягивают игрой актеров до советских фильмов (исключение фильм "28 панфиловцев" - можно сравнить с советским "Они сражались за Родину").
  • Если брать качество спецэффектов или богатство натурных съемок - то американские лучше. В лучших российских фильмах качевеннее сюжет, игра актеров, но не во всех.

 

Вопрос 11. Фильмы какого современного российского режиссера нравятся Вам больше всего? (*показаны варианты, набравшие более 10% ответов).

 

Вопрос 12. Фильмы какого современного российского режиссера Вам больше всего не нравятся? (*показаны варианты, набравшие более 10% ответов).

 

Вопрос 13. Какие кинопремии России Вы знаете? (*показаны варианты, набравшие более 10% ответов).

 

Вопрос 14. Как Вы в целом оцениваете состояние современного российского кинематографа?

 

Вопрос 15. Как Вы считаете, кто должен финансировать производство современных российских фильмов?

 

Вопрос 16. Как Вы считаете, какие фильмы в целом лучше — советские или современные российские?

 

Вопрос 17. Как Вы относитесь к введению цензуры в российском кинематографе? (наподобие худсоветов в СССР).

 

Как Вы относитесь к введению цензуры в российском кинематографе? (наподобие худсоветов в СССР). Здесь Вы по желанию можете дополнить свой предыдущий ответ

наиболее интересные комментарии

  • Положительно. Нужно сделать всё возможное, чтобы не засорять мозги молодёжи детям убийствами, насилиями и неуважение к старшему поколению.
  • Если цензура отсеивает сцены, подрывающие нормы морали, или откровенную рекламу, то за.
  • Кинематограф это механизм пропаганды. И на текущий момент наши фильмы в большей степени пропагандируют воровство, насилие, распутный образ жизни.
  • Зачастую цензоры запрещают к показу совершенно безобидные фильмы или ставят неоправданно высокие/низкие возрастные рейтинги. У нас, к сожалению, не развита система возрастных рейтингов настолько, чтобы сами цензоры ее понимали. Например, на детский мультфильм могут налепить ярлык 16+ только потому, что там якобы есть сцены насилия.
  • Худсовет сведется к провластной пропаганде и перегибам отдельных деятелей.
  • Определенные критерии норм морали необходимы, если они каким-то образом отсутствуют у авторов фильмов, но и кино категории 18+ запрещать не стоит, просто выделить в отдельную категорию.
  • Наверняка надо оценивать картины по каким-то худ.критериям, но нельзя, чтобы это превращалось в травлю неугодных, нелояльных к власти или к чиновнику (как при Советах).
  • Было бы неплохо ввести цензуру, но это чревато тем, что события будут преподноситься односторонне, без всякой критики сегодняшнего государства.
  • Цензура не должна мешать самовыражению, выявлению социально значимых, волнующих общество проблем. и при этом не допускать дальнейшего развращения, путем пропаганды не свойственных нашему обществу ценностей.
  • Кроме введения цензуры, надо снимать фильмы с пропагандой НОРМАЛЬНЫХ РАБОЧИХ професий, а не про то как красиво жить богатым.
  • Если фильмы производятся за деньги государства (налогоплательщиков), то должны быть четкие критерии отбора сценариев и конечно нужны худсоветы, которые и своими деньгами отвечали за свои рекомендации. А не просто высказали свое мнение. Для фильмов производство которых осуществляется за деньги спонсоров, мне кажется нужно просто ставить отметку. Как на продуктах "без ГМО", о том что цензурой не проверялся.

 

Анализ полученных данных

 

Как показывают результаты исследования, наибольшее количество респондентов в одинаковой мере предпочитает фильмы производства России (66,2%) и США (63,9%). При этом, как мы видим, российские фильмы предпочитает на 3% больше россиян. Большинство респондентов оценивают состояние российского кинематографа как «удовлетворительное» (38,8%), 29,1% оценивают на оценку «хорошо», а 28,4%  на оценку «неудовлетворительно».

С начала 2017 года на экраны вышло немало российских кинокартин. По итогам нашего опроса, наибольшее количество респондентов смотрели фильмы «Кухня. Последняя битва» (19,1%), «Притяжение» (18,3%) и «Время первых»(13,1%). При этом больше всего им понравился фильм «Время первых» (11,2%). Фильм «Притяжение» как понравившийся отметило 9,8% респондентов, а фильм «Кухня. Последняя битва»  6,2% респондентов. Таким образом, мы видим, что ожидания зрителей в целом оправдал лишь фильм о первом выходе человека в открытый космос «Время первых».

Больше всего в отечественных фильмах респондентам нравится игра актеров (55,1%) и сюжет фильма (53,6%), а больше всего не нравятся спецэффекты (48,5%). На вопрос «Ходите ли Вы в кинотеатры на просмотр российских фильмов?» положительно ответило чуть меньше половины опрошенных нами россиян (47,1%), многие из которых посещают кинотеатры для просмотра современных отечественных фильмов в среднем один (41,7%) или два (33,3%) раза в год.

В ходе нашего исследования мы составили рейтинг популярности современных российских актеров и актрис среди респондентов. Наиболее популярными актерами российского кино являются Константин Хабенский (63,2%), Иван Охлобыстин (43,6%). Третье место поделили Сергей Безруков и Владимир Машков (по 37,2%). Что касается российских актрис, то наиболее популярными среди них являются Светлана Ходченкова (36,9%), Нонна Гришаева (32,7%) и Чулпан Хаматова (32,3%).

Следующий вопрос звучал так: «Как Вы считаете, современные российские фильмы по качеству лучше американских фильмов или хуже?». Около четверти опрошенных (24,5%) считают, что «примерно на одном уровне». Половина респондентов, так или иначе, считает, что российские фильмы хуже американских. При ответе на дополнительный вопрос респонденты имели возможность дать развернутый комментарий:

«Российские фильмы - для сердца и души, американские - обычно просто зрелищные. Правда, бывают исключения. Спецэффекты вообще не люблю».

«(Российские фильмы) хуже, не хватает профессиональной режиссуры, качественной операторской работы, спецэффектов и самой постановки».

 «В современном российском кино нужно проводить работу над всем - начиная с ужасной операторской работы, когда камеру суют актерам в лицо, и заканчивая сценариями, в большинстве своем идущим под копирку. И придумать что-то свое, наконец, а не плагиатить «Марвел» и прочие блокбастеры, как сделал Андреасян, к примеру. Это же просто позор».

«Российские фильмы являются убогой репликой зарубежных картин, насыщенные рекламой и вечными «русскими» ценностями: пьянство, ксенофобия и сексизм; регулярная спекуляция на военных патриотических темах».

«В наших фильмах гораздо больше смысла, человеческих ценностей, юмор тоньше (правда не во всех), несомненно, игра актеров, а по уровню спецэффектов и качества картинки не хуже американских сейчас».

 «Во многих фильмах сюжет заимствован у зарубежного кинематографа, вплоть до спецэффектов. Неужели русский народ не может придумать что-то своё? Смотришь трейлер к фильму и понятно, что ты смотрел это пару лет назад в исполнении Европы или Голливуда».

Следующий вопрос исследования выявил имена российских режиссеров, фильмы которых больше всего нравятся и не нравятся респондентам. Интересно отметить, что наибольшее количество голосов набрал Федор Бондарчук, причем как по симпатиям (39,8%), так и антипатиям (43%). Также среди режиссеров, фильмы которых нравятся россиянам, значительное число голосов набрали Тимур Бекмамбетов (38,5%) и Карен Шахназаров (31,7%). Режиссеры, фильмы которых больше всего не нравятся респондентам (помимо Федора Бондарчука)  Валерия Гай Германика (30%) и Никита Михалков (28%).

Отдельно респондентам был задан вопрос о том, какие кинопремии они знают. Самыми известными среди россиян являются премии «Кинотавр» и «Ника» (указало по 84,9%). На третьем месте находится Московский кинофестиваль (47,8%).

Вопрос о финансировании российского кинематографа является одним из наиболее злободневных в этой сфере. От того, кто и в каком объеме финансирует отечественное кино, зависит и качество выпускаемой кинопродукции. Так, большинство опрошенных нами россиян (41,9%) считает, что финансировать производство современных российских фильмов должны государство и частные спонсоры в равной мере. При этом 30% респондентов выразили мнение, что финансирование российских фильмов в большей мере должно осуществляться со стороны частных спонсоров, в меньшей мере  со стороны государства. Стоит отметить, что лишь 2,8% респондентов считают, что финансировать российское кино должно исключительно государство.

На вопрос о том, какие фильмы, по мнению респондентов, лучше  советские или современные российские, большинство из опрошенных (около 75%) ответило в пользу советских фильмов. 21,3% респондентов считают, что советские и современные российские картины одинаково хорошие. Особо отметим, что количество тех, кто отдает здесь предпочтение современным отечественным фильмам, приближено к нулю и составляет около 2%.

В заключительном вопросе респондентам предлагалось выразить мнение относительно идеи введения цензуры в российском кинематографе. Как известно, в советское время существовали специальные группы назначенных лиц, куда входили деятели культуры, представители партийных и государственных органов, которые оценивали художественную ценность произведений искусства, в том числе и кинофильмов. Как показали результаты опроса, положительные и отрицательные ответы по этому вопросу разделились поровну. При этом 15,5% респондентов выступают «однозначно за»  введение цензуры в российском кинематографе, а 38,4% респондентов – «скорее за, чем против». В дополнительном ответе респонденты объясняли свою позицию следующим образом:

«Положительно. Нужно сделать всё возможное, чтобы не засорять мозги молодёжи, детям убийствами, насилиями и неуважением к старшему поколению».

«Если цензура отсеивает сцены, подрывающие нормы морали, или откровенную рекламу, то за».

«Зачастую цензоры запрещают к показу совершенно безобидные фильмы или ставят неоправданно высокие/низкие возрастные рейтинги. У нас, к сожалению, не развита система возрастных рейтингов настолько, чтобы сами цензоры ее понимали. Например, на детский мультфильм могут налепить ярлык 16+ только потому, что там якобы есть сцены насилия».

«Определенные критерии норм морали необходимы, если они каким-то образом отсутствуют у авторов фильмов, но и кино категории 18+ запрещать не стоит, просто выделить в отдельную категорию».

«А судьи кто?»

«Наверняка надо оценивать картины по каким-то худ.критериям, но нельзя, чтобы это превращалось в травлю неугодных, нелояльных к власти или к чиновнику (как при Советах)»

«Лучшая цензура это зрители, они голосуют "рублем" и своим личным временем, на плохой фильм люди не пойдут».

Несмотря на всю критику продуктов отечественной киноиндустрии, россияне не только смотрят современные российские фильмы, но зачастую предпочитают их если не чаще, чем американские фильмы, то, как минимум, наравне с ними. Правда, при этом большая часть россиян оценивает состояние российского кинематографа как удовлетворительное и неудовлетворительное.

Вызывает оптимизм тот факт, что россияне ходят на просмотр отечественных картин в кинотеатры. Таковых оказалось около половины всех опрошенных. По итогам нашего исследования, наиболее популярным современным российским актером является Константин Хабенский, а наиболее популярной российской актрисой  Светлана Ходченкова. Среди режиссеров наибольшие эмоции зрителей вызывает Федор Бондарчук, который занял первую строчку, как в положительном, так и отрицательном рейтинге. А наиболее известными кинопремиями среди опрошенных россиян являются «Ника» и «Кинотавр».

Среди российских новинок кино 2017 года больше всего российскому зрителю понравился фильм «Время первых». Стоит отметить, что в наших кинофильмах россиянам особенно нравится игра актеров и сюжет фильма, менее всего  спецэффекты. Сравнивая российские фильмы с американскими, около половины респондентов посчитало, что российские фильмы хуже, а около четверти считает, что отечественные и американские фильмы примерно на одном уровне. Сравнивая же современные российские фильмы с советскими, респонденты в подавляющем большинстве своем предпочли советские киноленты, что было вполне ожидаемо.

У россиян много вопросов к качеству российских фильмов, а также их содержанию. Около половины из них высказались за введение цензуры в российском кинематографе, однако некоторые из них опасаются злоупотребление цензурой контролирующими учреждениями. Остается только пожелать, чтобы российская киноиндустрия не только прирастала бюджетом, но и повышала качество выпускаемой продукции, прежде всего, с точки зрения критериев искусства.

 

Выборка исследования

 

Было опрошено 269 респондентов, из них: 31,1%  мужчины, 68,9%  женщины. Возраст: до 18 лет  1,5%; 1925 лет  8,9%; 2635 лет  31,7%; 3645 лет  25,4%; 4655 лет  21,8%; от 56 лет  10,7%. Распределение по федеральным округам: ЦФО  35,5%; СЗФО  10,2%; ЮФО  7%; СКФО  1,1%; ПФО  18,3%; УФО  8,1%; СФО  15,4%; ДФО  2,6%. Другая страна  1,8%.

Популярные материалы