Российские авиакомпании: полет нормальный?
С января по август 2017 года компания «ВИМ-Авиа» перевезла почти 2 миллиона пассажиров, что позволило ей войти в десятку крупнейших авиакомпаний России. И уже в октябре из-за долгов на миллиарды рублей она фактически прекращает существование. Владельцы «ВИМ-Авиа» ударились в бега, оставив за границей с бесполезными обратными билетами десятки тысяч клиентов. Как в свете этих событий россияне оценивают работу отечественных авиаперевозчиков и в чем видят главные проблемы отрасли — в нашем исследовании.
Результаты исследования
Оценка качества работы крупнейших авиакомпаний России
% от кол-ва пользующихся конкретной авиакомпанией
|
Аэрофлот |
Россия |
S7 Airlines |
Уральские авиалинии |
ЮТэйр |
Материально-техническая база (состояние салона, кресел, туалетных комнат и т.д.) |
|||||
Отлично |
27,0% |
15,3% |
26,0% |
11,4% |
11,4% |
Хорошо |
53,9% |
55,3% |
55,4% |
51,9% |
48,9% |
Удовлетворительно |
18,1% |
25,7% |
16,4% |
32,5% |
33,3% |
Плохо |
1,0% |
3,0% |
1,9% |
3,6% |
5,7% |
Очень плохо |
0,0% |
0,7% |
0,3% |
0,7% |
0,7% |
Качество сервиса (комфорт при полете, качество питания, работа персонала, процедура обслуживания в аэропорту) |
|||||
Отлично |
29,9% |
18,0% |
27,0% |
13,5% |
12,2% |
Хорошо |
49,1% |
51,1% |
51,9% |
47,5% |
50,1% |
Удовлетворительно |
18,3% |
27,1% |
18,9% |
33,4% |
29,2% |
Плохо |
2,1% |
2,3% |
1,7% |
4,7% |
6,0% |
Очень плохо |
0,6% |
1,5% |
0,5% |
0,9% |
2,5% |
Расписание (наличие нескольких вариантов рейсов, удобное время вылета/прибытия) |
|||||
Отлично |
26,7% |
15,9% |
20,1% |
15,6% |
11,5% |
Хорошо |
47,8% |
47,2% |
53,3% |
44,6% |
48,9% |
Удовлетворительно |
22,7% |
33,2% |
23,7% |
34,9% |
33,0% |
Плохо |
2,7% |
2,8% |
2,3% |
3,7% |
5,9% |
Очень плохо |
0,1% |
0,9% |
0,6% |
1,2% |
0,8% |
Пунктуальность (отсутствие задержек подачи самолета, прибытие в установленный срок) |
|||||
Отлично |
31,8% |
21,5% |
23,3% |
14,3% |
16,0% |
Хорошо |
46,7% |
49,0% |
50,6% |
46,7% |
43,6% |
Удовлетворительно |
19,3% |
27,2% |
22,9% |
32,4% |
33,3% |
Плохо |
2,0% |
1,4% |
2,3% |
5,3% |
6,0% |
Очень плохо |
0,1% |
0,9% |
1,0% |
1,3% |
1,1% |
Стоимость билетов |
|||||
Выше, чем у других компаний |
43,1% |
19,8% |
18,1% |
10,1% |
11,8% |
В целом такая же, как у других компаний |
53,2% |
66,1% |
68,1% |
68,3% |
70,9% |
Ниже, чем у других компаний |
3,7% |
14,1% |
13,8% |
21,7% |
17,3% |
наиболее интересные комментарии: |
|
наиболее интересные комментарии: |
|
наиболее интересные комментарии: |
|
О крахе «ВИМ-Авиа» хорошо знает ровно треть респондентов (33,6%), которые пользовались гражданскими авиалиниями в течение последнего года.
Всего, по данным «РБК», за последние 10 лет обанкротилось сразу 11 российских авиакомпаний, включая «Трансаэро», занимавшую в 2015 году 2-е место по пассажирообороту. Однако главной проблемой наших авиаперевозчиков россияне считают необоснованно высокие цены на билеты (70,2%), устаревший авиапарк (60,1%) и частые задержки и отмены рейсов (31,4%). Возможность банкротства как потенциальную проблему отметили чуть больше четверти опрошенных — 28,4%.
Большинство россиян (60%) считают, что ужесточение технических и финансовых требований по допуску к перевозкам поможет предотвратить финансовый крах авиакомпаний. Половина опрошенных (51%) уверена, что сократить банкротства можно, снизив цены на горючее для авиаперевозчиков, а 39,3% видят решение в государственной поддержке частных авиакомпаний. Почти треть (30,1%) считает, что избежать ситуации с «ВИМ-Авиа» могло бы сокращение числа компаний на рынке до нескольких крупных перевозчиков.
Как известно, для перевозки оставшихся за границей пассажиров «ВИМ-Авиа» было решено привлечь средства из федерального бюджета. Большинство россиян (60,3%) считает, что государство должно в любом случае разрешать кризисные ситуации с авиакомпаниями. Треть опрошенных (32,7%) уверена, что государство должно вмешиваться, только если масштаб отмены рейсов исключительно велик. И только 7% считает, что авиакомпания-банкрот должна разбираться со своими проблемами самостоятельно.
Вторая часть нашего исследования касалась оценки качества российских авиаперевозчиков в целом. Мы попросили респондентов оценить 5 крупнейших авиакомпаний России по основным параметрам. Наибольшее количество положительных оценок («хорошо» и «отлично») получили две компании — «Аэрофлот» и «S7 Airlines».
Так, материально-техническую базу (состояние салона, кресел, туалетных комнат) этих перевозчиков высоко оценили 80,9% и 81,4% пассажиров соответственно. У других крупных компаний этот показатель скромнее: «Россия» — 70,6%, «Уральские авиалинии» — 63,3%, «Ютэйр» — 60,3%. Последняя компания получила больше всех отрицательных отзывов: сразу 6,4% респондентов сочли материально-техническую базу компании «ЮТэйр» «плохой» или «очень плохой». Для сравнения у лидера, «Аэрофлота», таких оценок всего 1%.
Качество сервиса (комфорт при полете, питание, работа персонала, процедура обслуживания в аэропорту) «Аэрофлота» высоко оценивают ровно 80% респондентов. «S7 Airlines» по этому показателю на этот раз оказался на втором месте — в ее активе 78,9% оценок «хорошо» и «отлично». Далее в порядке убывания расположились авиакомпании «Россия» — 69,1%, «ЮТэйр» — 62,3% и «Уральские авиалинии» — 61%. В целом качество сервиса оценивается россиянами скромнее, чем материально-техническая база. По негативным отзывам в этом аспекте вновь «лидирует» «ЮТэйр» — у нее 8,5% оценок «плохо» и «очень плохо», а меньше всего плохих оценок получил сервис компании «S7 Airlines» — 2,2%. Сравнимый показатель и у «Аэрофлота» — 2,7%.
Самой пунктуальной авиакомпанией из крупнейшей пятерки пассажиры вновь считают «Аэрофлот» — 78,5% пассажиров высоко оценили ее по этому показателю. Далее по количеству высоких оценок расположились «S7 Airlines» — 73,9%, «Россия» — 70,5%, «Уральские авиалинии» — 61%, «ЮТэйр» — 59,6%.
Что касается цен на билеты, то самой дорогой компаний россияне ожидаемо считают «Аэрофлот», а самой демократичной — «Уральские авиалинии».
Выборка исследования
Было опрошено 1054 респондента, из них: 55,8% — женщины, 44,2% — мужчины. Возраст: младше 18 лет — 0,2%, 18-30 лет — 27,9%, 31-45% — 39,8%, 46-60 лет — 28,3%, старше 60 лет — 3,8%. Распределение по федеральным округам: ЦФО — 21,0%, СЗФО — 8,3%, ЮФО — 9,8%, СКФО — 1,2%, ПФО — 19,3%, УФО — 10,7%, СФО — 13,6%, ДВФО — 4,4%, Москва — 9,0%, Санкт-Петербург — 2,8%. Погрешность при 95% доверительной вероятности составляет 3,02%.