«Скучно», «предвзято», «безнравственно»: россияне оценивают современное телевидение
21 ноября профессиональное сообщество отмечает Всемирный день телевидения. Мы спросили россиян, поменялось ли, по их мнению, качество передач за последние годы, каких программ им не хватает в сетке вещания и как они в целом оценивают продукт, предлагаемый российскими телеканалами.
Результаты исследования
5 самых популярных телеканалов у мужчин (здесь и далее представлены наиболее популярные варианты ответов на вопрос с множественным выбором «Какие из представленных телеканалов вы предпочитаете смотреть?»):
5 самых популярных телеканалов у женщин:
5 самых популярных телеканалов среди россиян 18-30 лет:
5 самых популярных телеканалов среди россиян 31-45 лет:
5 самых популярных телеканалов среди россиян 46-55 лет:
5 самых популярных телеканалов среди россиян старше 55 лет:
Отметьте, пожалуйста, как бы Вы охарактеризовали современное
российское телевидение?
По мнению 40% опрошенных, российское телевидение за последние 3 года изменилось к лучшему, 29% склоняются к тому, что оно осталось на прежнем уровне, а 31% отмечают ухудшение качества телевизионного продукта.
Однозначно позитивные изменения респонденты видят в визуальной составляющей телепередач (свете, декорациях, графике) — 64% отметили улучшение телевидения в этом аспекте. Повышение профессионализма ведущих отметили 34%, повышение разнообразия программ — 42%. Однако интеллектуальная составляющая передач, по мнению опрошенных, стала слабее: лишь 27% отметили ее улучшение, тогда как ухудшение — 44%.
Если говорить не о ретроспективной оценке, а о непосредственном отношении россиян к современному телевизионному продукту, то его можно назвать резко отрицательным. Так, 77% назвали российское телевидение предвзятым и лишь 23% — объективным. Безнравственным телевидение назвали 78%, высокоморальным — 22%. Негативным — 71%, позитивным — 29%. Злым — 69%, добрым — 31%. Низкопробным — 72%, высококультурным — 28%. Однообразным — 62%, разнообразным — 38%. Скучным — 57%, интересным — 43%.
Какие передачи предпочитают россияне
Чаще всего по телевидению россияне смотрят фильмы (62%), новости (47%), сериалы (40%), юмористические (34%) и информационно-аналитические передачи (30%). Реже всего — религиозно-просветительские программы (3%).
При этом более чем половине опрошенных не хватает на телевидении научно-популярных (52%) и интеллектуальных просветительских (51%) передач. Также существенная часть респондентов пожаловались на недостаток детских и документальных передач (32%) и фильмов (25%). Меньше всего респондентов ощущают нехватку сериалов (5%), новостей и развлекательных передач (по 4%).
Наибольшее раздражение у телезрителей вызывает большое количество развлекательных ток-шоу и реалити-шоу — 51% опрошенных сказали, что уменьшили бы объем этих передач или вовсе исключили их из эфира. За уменьшение или отмену религиозно-просветительских программ высказываются 27% опрошенных, социально-политических программ — 24%, телесериалов — 17%, информационно-аналитических программ — 15%. Отметим, что уменьшить в эфире количество научно-популярных и детских передач, а также фильмов желали бы всего по 1% опрошенных, что не превышает пределов погрешности исследования.
Какие телеканалы предпочитают россияне
Cамым любимым телеканалом участники исследования назвали ТНТ — 24% опрошенных сказали, что предпочитают смотреть именно его. «Первый канал» и СТС назвали по 21% респондентов, «Россию 1», НТВ и «Пятницу!» — по 16%. Стоит добавить, что мы просили опрошенных включить канал в число предпочитаемых, даже если они смотрят его через видеохостинг в интернете и вовсе не имеют дома телевизора, поэтому данные могут отличаться от замеров телевизионных рейтингов.
Наблюдаются серьезные расхождения в предпочтениях каналов в зависимости от пола и возраста опрошенных. Среди мужчин самыми популярными телеканалами оказались ТНТ, СТС, «Звезда», «МАТЧ!» и «Первый канал». Среди женщин — ТНТ, «Первый канал», СТС, «Пятница!» и «Домашний».
Молодые люди до 30 лет предпочитают смотреть каналы ТНТ, СТС, «Пятница!», «Первый канал» и «МАТЧ!». В возрастной группе от 31 до 45 лет лидируют ТНТ, СТС, «Первый канал», «Пятница!» и РЕН ТВ. Люди старшего поколения (от 46 до 55 лет) выбирают «Первый канал», «Пятый канал», НТВ, «Россию 1» и «Звезду». А россияне старше 55 лет — «Звезду», НТВ, «Первый канал», «Пятый канал» и «Россию 1».
Выборка исследования
С 16 по 18 ноября было опрошено 1279 человек. Из них 45% — мужчины, 55% — женщины. Возраст: 18–30 лет — 24%, 31–45 лет — 35%, 46–55 лет — 23%, больше 55 лет — 18%. Распределение по федеральным округам: ЦФО — 28%, СЗФО — 11%, ЮФО — 11%, СКФО — 5%, ПФО — 18%, УФО — 10%, СФО — 13%, ДВФО — 4%. Погрешность при 95% доверительной вероятности не превышает 2,8%.