Краудфандинг в России: перспективы и уровень доверия
Пока лишь каждый десятый россиянин четко представляет себе, что такое краудфандинг, однако саму идею народного финансирования проектов разделяет почти половина граждан. Какие направления они готовы поддерживать? И доверяют ли площадкам по сбору средств? Читайте в новом исследовании.
Результаты исследования
Знали ли Вы раньше о таком явлении, как краудфандинг? |
Уровень дохода |
|||||||
До 10 000 руб. |
10 001-20 000 руб. |
20 001-30 000 руб. |
30 001-40 000 руб. |
40 001-50 000 руб. |
50 001-70 000 руб. |
70 001-100 000 руб. |
Более 100 000 руб. |
|
Впервые узнал(а) об этом явлении |
63,8% |
53,4% |
56,2% |
45,1% |
42,1% |
39,3% |
39,2% |
34,5% |
Да, слышал что-то об этом явлении |
34,4% |
40,7% |
35,4% |
45,8% |
46,1% |
36,6% |
39,2% |
34,5% |
Да, хорошо знаю об этом явлении |
1,9% |
5,9% |
8,4% |
9,1% |
11,8% |
24,1% |
21,6% |
31,0% |
Хотели бы Вы в будущем принять участие в краудфандинге? |
18-30 лет |
31-45 лет |
46-55 лет |
Старше 55 лет |
Определённо да |
11,6% |
8,7% |
6,7% |
3,4% |
Скорее да |
54,4% |
45,5% |
39,1% |
41,4% |
Всего да |
66,0% |
54,2% |
45,8% |
44,8% |
Скорее нет |
29,0% |
37,0% |
43,1% |
40,7% |
Определённо нет |
5,0% |
8,9% |
11,1% |
14,5% |
Половина россиян (51%) ничего не слышали и не знают о краудфандинге, а близко знакомы с принципами работы этого механизма только 9% опрошенных. Любопытно, что осведомленность о краудфандинге четко коррелирует с уровнем дохода. Так, среди опрошенных с доходом до 10 тыс. руб. об этой инициативе хорошо знают 2%, тогда как среди респондентов с доходом более 100 тыс. рублей — 31%.
Отношение россиян к этому явлению в целом можно назвать несколько настороженным: скорее доверяют проектам, реализующимся с помощью краудфандинга, 47% опрошенных, скорее не доверяют — 53%. Краудфандинговым платформам доверяют 24%, не доверяют — 27%, а остальные затруднились ответить на этот вопрос, потому что недостаточно знают о таких платформах.
Кто готов вложиться рублем?
Всего 9% опрошенных когда-либо сами финансово поддерживали проект или идею путем «народного финансирования», причем неоднократно делали это только 2% россиян. При этом готовность участвовать в краудфандинговых проектах в будущем выразили 53% опрошенных. Молодые люди до 30 лет с большим энтузиазмом относятся к краудфандингу — 66% из них готовы поддерживать проекты рублем, тогда как среди людей среднего возраста (от 46 до 55 лет) таких существенно меньше — 46%.
Те, кто принципиально отказываются участвовать в народном финансировании, объясняют это недостатком свободных денег (46%), недоверием подобным проектам (41%) и недостатком информации о них (26%).
Среди проектов, которые россияне готовы поддержать собственными средствами, с большим преимуществом лидируют социально значимые проекты (приюты, образовательные инициативы и т. д.) — их готовы поддержать 59% россиян, в принципе заинтересованных участвовать в краудфандинге. Также отметим достаточно высокий уровень поддержки сельскохозяйственных проектов — 34%.
Почти треть россиян, готовых поддерживать проекты финансово, единовременно внесут на его развитие от 500 до 1000 рублей (31%). Еще 25% опрошенных готовы вложить более 1000 рублей, а 34% — не более 500 рублей.
Для «Анкетолога» результаты исследования прокомментировал генеральный директор краудфандинговой платформы Planeta.ru Федор Мурачковский:
В целом ответы респондентов свидетельствуют о том, что из труднопроизносимого слова краудфандинг превращается в рабочий и знакомый россиянам инструмент.
В частности, 47% респондентов доверяют проектам, реализованным с помощью краудфандинга. По нашему опыту, остальные 53% либо еще не интересовались крауд-кампаниями, либо пока не нашли для себя проект, мимо которого не смогут пройти. Зачастую человеку требуется время, чтобы присмотреться к крауд-проектам, убедиться, что система надежна. Это естественный процесс знакомства с новым сервисом, который у некоторых может занять несколько часов, а у кого-то годы.
При этом четверть россиян доверяют краудфандинговым сервисам и поступают верно. Платформа проводит модерацию проектов и публикует далеко не все инициативы, а в случае недостаточного сбора возвращает спонсорам вложенные средства. Эти аргументы повышают доверие к проектам, запущенным на платформах, а не в социальных сетях или на личных ресурсах.
Результаты опроса и статистика Planeta.ru по параметрам, которые мы анализируем, практически совпали. В частности, совпадают суммы финансовой поддержки: по нашим данным, самые популярные вознаграждения стоят 500-1000 р. Наиболее востребованное вознаграждение – непосредственно продукт, создание которого финансирует спонсор. Наконец, популярные тематики проектов во многом пересекаются с успешными категориями на Planeta.ru.
Выборка исследования
С 28 февраля по 4 марта было опрошено 1680 человек старше 18 лет. Выборка отражает социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не превышает 2,4%.