Интернет 06 марта 2019

Краудфандинг в России: перспективы и уровень доверия

скачать данные

 

Пока лишь каждый десятый россиянин четко представляет себе, что такое краудфандинг, однако саму идею народного финансирования проектов разделяет почти половина граждан. Какие направления они готовы поддерживать? И доверяют ли площадкам по сбору средств? Читайте в новом исследовании. 

 

Результаты исследования

Знали ли Вы раньше о таком явлении, как краудфандинг?

 
 

Знали ли Вы раньше о таком явлении, как краудфандинг? 

Уровень дохода

До 10 000 руб.

10 001-20 000 руб.

20 001-30 000 руб.

30 001-40 000 руб.

40 001-50 000 руб.

50 001-70 000 руб.

70 001-100 000 руб.

Более 100 000 руб.

Впервые узнал(а) об этом явлении

63,8%

53,4%

56,2%

45,1%

42,1%

39,3%

39,2%

34,5%

Да, слышал что-то об этом явлении

34,4%

40,7%

35,4%

45,8%

46,1%

36,6%

39,2%

34,5%

Да, хорошо знаю об этом явлении

1,9%

5,9%

8,4%

9,1%

11,8%

24,1%

21,6%

31,0%

Участвовали ли Вы когда-либо в краудфандинге («народном финансировании»)?
Доверяете ли Вы проектам, реализующимся с помощью краудфандинга («народного финансирования»)?

 

Доверяете ли Вы площадкам, на которых публикуются краудфандинговые проекты?

 

Хотели бы Вы в будущем принять участие в таком явлении, как краудфандинг («народное финансирование») для поддержки каких-либо проектов или идей?

 

Хотели бы Вы в будущем принять участие в краудфандинге?

18-30 лет

31-45 лет

46-55 лет

Старше 55 лет

Определённо да

11,6%

8,7%

6,7%

3,4%

Скорее да

54,4%

45,5%

39,1%

41,4%

Всего да

66,0%

54,2%

45,8%

44,8%

Скорее нет

29,0%

37,0%

43,1%

40,7%

Определённо нет

5,0%

8,9%

11,1%

14,5%

Почему Вы бы не хотели принимать участие в краудфандинговом проекте?
% от количества опрошенных, не желающих участвовать в краудфандинговом проекте

 

В поддержке какого проекта или идеи Вы бы могли принять участие?
% от количества опрошенных, желающих участвовать в краудфандинговом проекте

 

Какую сумму Вы готовы были бы вложить в краудфандинговый проект единовременно?
% от количества опрошенных, желающих участвовать в краудфандинговом проекте

 

Какое вознаграждение Вы бы хотели получать за поддержу краудфандингового проекта?
% от количества опрошенных, желающих участвовать в краудфандинговом проекте

 

Половина россиян (51%) ничего не слышали и не знают о краудфандинге, а близко знакомы с принципами работы этого механизма только 9% опрошенных. Любопытно, что осведомленность о краудфандинге четко коррелирует с уровнем дохода. Так, среди опрошенных с доходом до 10 тыс. руб. об этой инициативе хорошо знают 2%, тогда как среди респондентов с доходом более 100 тыс. рублей — 31%.

 

КраудфандингМеханизм коллективного финансирования проектов за счет его конечных потребителей. В рамках краудфандинга человек добровольно вкладывает часть средств в создание продукта и в обязательном порядке получает вознаграждение, например, в виде самого продукта, или других материальных или нематериальных поощрений.

 

Отношение россиян к этому явлению в целом можно назвать несколько настороженным: скорее доверяют проектам, реализующимся с помощью краудфандинга, 47% опрошенных, скорее не доверяют — 53%. Краудфандинговым платформам доверяют 24%, не доверяют — 27%, а остальные затруднились ответить на этот вопрос, потому что недостаточно знают о таких платформах.

 

Кто готов вложиться рублем?

Всего 9% опрошенных когда-либо сами финансово поддерживали проект или идею путем «народного финансирования», причем неоднократно делали это только 2% россиян. При этом готовность участвовать в краудфандинговых проектах в будущем выразили 53% опрошенных. Молодые люди до 30 лет с большим энтузиазмом относятся к краудфандингу — 66% из них готовы поддерживать проекты рублем, тогда как среди людей среднего возраста (от 46 до 55 лет) таких существенно меньше — 46%.

Те, кто принципиально отказываются участвовать в народном финансировании, объясняют это недостатком свободных денег (46%), недоверием подобным проектам (41%) и недостатком информации о них (26%).

Среди проектов, которые россияне готовы поддержать собственными средствами, с большим преимуществом лидируют социально значимые проекты (приюты, образовательные инициативы и т. д.) — их готовы поддержать 59% россиян, в принципе заинтересованных участвовать в краудфандинге. Также отметим достаточно высокий уровень поддержки сельскохозяйственных проектов — 34%.

Почти треть россиян, готовых поддерживать проекты финансово, единовременно внесут на его развитие от 500 до 1000 рублей (31%). Еще 25% опрошенных готовы вложить более 1000 рублей, а 34% — не более 500 рублей.

Для «Анкетолога» результаты исследования прокомментировал генеральный директор краудфандинговой платформы Planeta.ru Федор Мурачковский:

 

В целом ответы респондентов свидетельствуют о том, что из труднопроизносимого слова краудфандинг превращается в рабочий и знакомый россиянам инструмент. 

В частности, 47% респондентов доверяют проектам, реализованным с помощью краудфандинга. По нашему опыту, остальные 53% либо еще не интересовались крауд-кампаниями, либо пока не нашли для себя проект, мимо которого не смогут пройти. Зачастую человеку требуется время, чтобы присмотреться к крауд-проектам, убедиться, что система надежна. Это естественный процесс знакомства с новым сервисом, который у некоторых может занять несколько часов, а у кого-то годы.

При этом четверть россиян доверяют краудфандинговым сервисам и поступают верно. Платформа проводит модерацию проектов и публикует далеко не все инициативы, а в случае недостаточного сбора возвращает спонсорам вложенные средства. Эти аргументы повышают доверие к проектам, запущенным на платформах, а не в социальных сетях или на личных ресурсах.

Результаты опроса и статистика Planeta.ru по параметрам, которые мы анализируем, практически совпали. В частности, совпадают суммы финансовой поддержки: по нашим данным, самые популярные вознаграждения стоят 500-1000 р. Наиболее востребованное вознаграждение – непосредственно продукт, создание которого финансирует спонсор. Наконец, популярные тематики проектов во многом пересекаются с успешными категориями на Planeta.ru.

 

Выборка исследования

С 28 февраля по 4 марта было опрошено 1680 человек старше 18 лет. Выборка отражает социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не превышает 2,4%.    

Популярные материалы