Борода уже не та? Россияне не поддерживают тренд на небритость
Руководство Procter & Gamble отчиталось об убытке более $5 млрд по итогам второго квартала и одной из причин этого назвала сокращение рынка товаров для бритья в развитых странах. Однако в нашей стране моду на бороду нельзя назвать повальной: сегодня гладко выбритое лицо россиянам гораздо симпатичнее щетины или усов. Какие еще ассоциации у наших соотечественников вызывает борода и изменились ли за последний год потребительские предпочтения на рынке средств для бритья — в новом исследовании «Анкетолога».
Любопытно, что размер населенного пункта практически не повлиял на ответы респондентов — в городах-миллионерах к растительности на лице относятся так же, как и в городах с населением от 500 тыс. до 1 млн и от 100 до 500 тыс. жителей.
В разрезе возраста разница в ответах, напротив, огромна. Гладко выбритое лицо больше нравится 47% опрошенных в возрасте до 35 лет, 64% — от 46 до 55 лет и 71% — старше 55 лет. Любовь к щетине линейно уменьшается с возрастом с 40% среди молодых (18–35 лет) до 7% среди опрошенных старшего возраста (более 55 лет). При этом люди старшего поколения больше любят усы — 13% против 1% среди молодых. Отметим, что даже среди очень молодых женщин в возрасте до 35 лет гладко выбритые мужчины симпатичнее более чем половине опрошенных — 51%. Щетина нравится 38% женщин, а усы и борода — всего 4%.
В целом же 55% мужчин предпочитают гладко выбривать лицо, 28% оставляют легкую щетину, 6% носят усы, 3% — бороду, а 8% — усы и бороду.
Больше половины россиян (53%) считают, что борода добавляет мужчинам мужественности, столько же думают, что она добавляет солидности, а 93% — что она делает мужчину визуально старше. При этом существенной разницы в долях мужчин и женщин, придерживающихся такой точки зрения, мы не обнаружили.
Если говорить об ассоциациях, которые возникают у опрошенных при виде бородатого мужчины, то модным человеком считают его 25% мужчин и 27% женщин, неопрятным — 20% мужчин и 23% женщин, подозрительным — 14 и 12% соответственно. Самая же первая ассоциация, которая приходит россиянам в голову — это небрежность и брутальность, таким бородатого человека видят 34% мужчин и 42% женщин соответственно.
Наконец, отметим, что, согласно нашим исследованиям о предпочтениях россиян на рынке средств для бритья, которые мы проводим ежегодно, россияне не стали бриться реже, чем год назад. Регулярно, даже если щетины не видно, сегодня бреются 23% мужчин (22% год назад), каждый раз при появлении щетины — 35% (33% год назад), нерегулярно бреются 11% (и ровно столько же год назад).
Более того, чуть больше мужчин стали покупать бритвы и бритвенные станки— за последний год это делали 87%, а еще годом ранее — 80%. Значительных изменений за тот же период в частоте покупок средств после бритья мы не обнаружили, а вот средства для бритья мужчины стали покупать в целом несколько реже.
Выборка исследования
С 23 по 27 августа с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1700 жителей РФ. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95% доверительной вероятности не превышает 2,5%.