Запрет вейпов: 35% потребителей бросят курить, если электронных сигарет не будет в продаже
Два года назад в России запретили онлайн-продажу никотиносодержащей продукции. Сегодня обсуждается полный запрет вейпов и жидкого никотина. Тем не менее интернет-магазины и маркетплейсы продолжают продавать электронные сигареты: достаточно ввести дату рождения. Объем этой отрасли ежегодно увеличивается на 20-30%.
В новом исследовании потребительских предпочтений мы опросили россиян, которые курят вейп. Респонденты рассказали, какие нагревательные системы они выбирают и что будут курить, если электронных сигарет не окажется в продаже.
Большинство респондентов (65%) предпочитают POD-системы – вейп-устройства с возможностью замены картриджа или жидкости. Многим (50%) нравятся одноразовые электронные сигареты, рассчитанные на определенное количество затяжек без дозаправки. А четверть (26%) выбирают механические моды – вейпы с упрощенной конструкцией.
Отметим, что 78% нравятся электронные сигареты, которые включаются автоматически от затяжки, а 36% – с кнопкой.
Что касается крепости, около половины опрошенных (45%) выбирают легкую жидкость для вейпа (3 мг), и 35% – тоже с низким содержанием никотина (6 мг). Жидкость с высокой (18 мг) и очень высокой (24 мг) дозировкой никотина предпочитают 18% и 16% соответственно.
Мы также узнали, электронные сигареты с каким вкусом нравятся российским вейперам. Большинство выбирают фруктовую (64%) и ягодную (59%) жидкость. Около половины опрошенных (46%) предпочитают мяту и ментол, 45% – цитрус, 35% – вкус жевательной резинки. Четверти (25%) нравится жидкость с ароматом карамели, 24% – конфет, и тоже 24% – безалкогольных напитков. Предпочитают курить электронные сигареты без вкуса 9%.
Четверть потребителей приобретают вейпы в интернет-магазинах
Чаще всего электронные сигареты и жидкий никотин покупают в специализированных магазинах – об этом сообщили 77% опрошенных. Также 26% приобретают их в интернет-магазинах, 21% – в супермаркетах, тоже 21% – в киосках, и 18% – на маркетплейсах.
Большинство опрошенных вейперов (73%) «парят» ежедневно, 15% – раз в несколько дней, и 11% – время от времени, когда есть повод.
В основном для потребителей вейп – это привычка (61%) и способ расслабиться (56%). Также для многих это приятное времяпрепровождение (36%). Более четверти (27%) отметили, что для них электронные сигареты – это переходный период перед отказом от курения. Для 17% это ритуал, 14% – необходимость. Что интересно, 10% видят в вейпинге способ пообщаться с кем-нибудь во время курения, а для 6% – это всего лишь дань моде.
59% опрошенных уже ощутили подорожание вейпов и жидкого никотина
С весны из-за роста акцизов цена жидкостей для вейпов и электронных сигарет повысится на 11%. При этом наши респонденты уже ощутили рост цен в последние полгода – об этом сообщили 59%.
Мы спросили потребителей, как изменятся их практики покупки и привычки, если вейпы и жидкость для них подорожают на 50%. Большая часть потребителей (35%) сократят объем или частоту покупки, 21% перейдут на бюджетные варианты. Также 11% выберут другой вид курения, а 16% откажутся от этой привычки совсем. Напротив, будут курить электронные сигареты с той же частотой, что и ранее, 16%.
Более того, прошлым летом в Госдуму внесли законопроект, предлагающий полностью запретить в России продажи вейпов и жидкого никотина из-за популярности среди несовершеннолетних. Около трети опрошенных вейперов (31%) относятся к подобной инициативе положительно, 33% – нейтрально, и 36% – негативно.
В случае запрета вейпов и жидкого никотина 43% опрошенных потребителей перейдут на другой вид курения, 35% откажутся от вредной привычки совсем, а 21% будут искать электронные сигареты, несмотря на запрет.
Безопасных форм курения нет
Вейпы преподносятся как менее опасный способ курения. Тем не менее многочисленные исследования показывают, что вейпинг почти на 50% повышает риск развития болезней легких и приводит к образованию тромбов. Электронные сигареты повышают риск инсульта на 71%, сердечного приступа и стенокардии – на 59%, развития ишемической болезни сердца – на 40%. Безопасных форм курения не существует, а отсутствие симптомов не означает, что нет пагубного воздействия на организм.
Купить полное исследование потребительских предпочтений на рынке электронных сигарет
Выборка исследования
С 19 января по 27 февраля с помощью онлайн-панели Anketolog.ru было опрошено 2730 россиян старше 18 лет, которые курят вейп и электронные сигареты. Участие в исследовании было свободным, социально-демографические параметры выборки не задавались.