Трдельник против хумуса: какой нетрадиционный стритфуд едят россияне?
Стритфуд – современный гастрономический тренд. Это уже не просто привычные киоски с шаурмой и пирожками, но и брендовые сети с эксклюзивной кулинарной концепцией.
В новом исследовании мы узнали, какой стритфуд популярен в России и насколько готовы потребители пробовать что-то новое. В опросе приняли участие россияне, которые в последние три месяца приобретали стритфуд – 81% от общей выборки.
Раньше потребители относились с недоверием к уличной еде, выбирая проверенные места или предпочитая брать перекус с собой. Исследования показывают, что в последние годы доверие к стритфуду повысилось: это не только быстро, но вкусно и качественно.
Стритфуд имеет свои преимущества и для начинающих предпринимателей: широкий выбор локаций, сравнительно небольшие инвестиции, быстрая окупаемость. Рынок уличной еды активно развивается – только в Москве он ежегодно растет на 3-5%, заходят новые игроки. Количество торговых точек на улицах постоянно увеличивается, но большая доля из них так же быстро закрываются.
Спрос стимулирует высокую конкурецию, где выигрывают компании, которые уделяют внимание не только вкусу продукта, но и маркетингу. Хороший пример – «ЧебурекМи». Перед открытием новых точек бренд проводит промоакции, запускает анонсы в соцсетях с качественным и стильным контентом, в котором запечатлены новинки заведения и процесс приготовления.
«ЧебурекМи» позиционирует себя как «фастфуд, знакомый с детства». В логотипе использованы шрифты, напоминающие советские вывески и плакаты. При этом в коммуникации бренда делается упор на качестве и свежести продуктов: каждый чебурек лепится и жарится индивидуально для клиента после заказа.
Киоски находятся в местах с большим трафиком людей. «ЧебурекМи» – это то, что можно съесть на ходу и недорого. В комплексе с маркетингом и стильным контентом бренд востребован. За три года существования сеть открыла 250 точек в России, Беларуси, Эстонии и Узбекистане. «ЧебурекМи» – пример того, что можно раскрутить привычный и приевшийся стритфуд.
Фото: vk.com/cheburekme.russia
По данным нашего опроса, в последние три месяца чебуреки покупали 32% потребителей – они вошли в десятку традиционного стритфуда. Также народной любовью пользуются шаурма (59%), пицца (49%), мороженое (45%), бургеры (45%). В топ-10 вошли картофель фри или по-деревенски (39%), роллы (32%), беляши (27%) и блины (26%).
Как изобрести новый стритфуд из привычного?
С конкуренцией на рынке стритфуда растет и ассортимент. Это уже не только шаурма и хот-доги, но и WOK, салат-бары, супы, которые можно пить из стаканчиков – такой вариант предлагает заведение из Санкт-Петербурга «Суп-культура». Кроме обычной пиццы существует конопицца (в форме рожка), кальцоне (закрытая пицца) и пиде ( в форме лодочки). Роллы продаются в форме треугольных сэндвич-роллов, удобных для перекуса на ходу.
В январе в Питере открылось стритфуд-кафе «Борщ», которое предлагает необычную трансформацию привычных супов: это пирожки со вкусом борща, щей и солянки. Пока неизвестно, насколько успешен будет бренд. Однако «Борщ» уже имеет базу активных подписчиков, поскольку начал привлекать к себе внимание и постить мемы о еде в соцсетях еще в ноябре.
Фото: vk.com/borsch_streetfood
Популярность набирает стритфуд из других стран
Также в Россию пробирается национальный и религиозный стритфуд других стран: кавказские пироги, греческие гиросы, корейские пянсе, чешские трдельники, гонконгские бабл-вафли.
В Москве есть заведение Meat Me с греческой, израильской и турецкой едой. В Bright Israeli Grill готовят израильские хумус, фалафель, шницель и кебаб. В Санкт-Петербурге популярны UKUSNO с сербской кухней и «Такояки» с японским стритфудом.
Корейский стритфуд потребители могут поесть в сети ресторанов CHICKO: в меню заведения корн-доги, рисовые клецки, том ям и многое другое. При этом CHICKO – это не просто еда. По словам Сергея Лебедева, создателя бренда, это «настоящий храм современной корейской культуры, где идеально сочетаются дорамы, k-pop и уличная еда». Это первое российское заведение, которое ориентировано на любителей корейской популярной культуры. В России она востребована в большей степени у зумеров. Прочно заняв нишу, CHICKO пользуется огромным спросом.
Зумеры – это поколение, которое взрослело в эпоху соцсетей. В тематических пабликах и сообществах CHICKO привлекают аудиторию, а затем общаются с ней в TikTok, Telegram и «ВКонтакте» с помощью хайпового SMM. Помимо «рилсов» и «тиктоков», бренд даже публиковал мукбанги – популярный в Корее формат видео, на которых человек много и с аппетитом ест. Также бренд постоянно проводит опросы в соцсетях о новинках в меню и акциях, чтобы слышать свою аудиторию.
Немаловажное значение имеют и офлайн-мероприятия. Например, после выхода «Игры в кальмара» в CHICKO посетители вырезали печенье, как в сериале. Акция вызвала ажиотаж, в кафе выстроились очереди.
CHICKO – пример стритфуд-бренда, который исследует свою аудиторию, попадает в тренд и говорит с гостями на одном языке.
Фото: vk.com/chicko_russia
Еще одно популярное заведение стритфуда для зумеров – кафе Wahaha с китайским баблти. Это чайный напиток с шариками из тапиоки, также называемыми «боба» и «жемчужины». Бренд Wahaha тоже активно общается с подписчиками в соцсетях, публикует забавные видео о своих напитках, персонале и посетителях кафе. В TikTok их смотрят 429 тысяч подписчиков, «ВКонтакте» – 23 тысячи.
Как и стритфуд CHICKO, баблти – это не просто чай или кофе с собой. Это модный и красивый напиток, с которым хочется сфотографироваться и опубликовать фото в соцсетях.
Фото: tiktok.com/@wahaha_spb
В нашем исследовании мы также узнали, какой нетрадиционный для российского рынка стритфуд пробовали наши соотечественики. Первая десятка получилась такой:
- Чебупицца (мини-чебуреки или закрытая пицца) – 40%
- Гирос (греческое блюдо, схожее с дёнером или шаурмой, может добавляться картошка фри, красный лук и соус дзадзики) – 27%
- Хумус (арабская закуска из нутового пюре) – 22%
- Блины-галеты (французские блины из гречишной муки с начинкой) – 17%
- Спринг‑роллы (рулетики из рисовой муки, блюдо азиатской кухни) – 14%
- Пиде (турецкая пицца в форме лодочки) – 12%
- Трдельник (чешская витая булочка) – 12%
- Твистер-дог (сосиска на палочке, обжаренная в картофельной спирали) – 12%
- Джелато (итальянское густое мороженое) – 11%
- Трайфлы (английский торт в стакане) – 11%
Чем моложе респонденты, тем чаще они отмечали чебупиццу (50% опрошенных 18-35 лет против 30% – старше 55 лет) и гирос (31% против 17%). Хумус чаще всего пробовали участники исследования с доходом выше 100 тысяч рублей (37%).
Данные различаются и в разрезе численности населения городов. Так, жители городов-миллионников в большей степени отмечали гирос, трдельник и джелато. При этом в Москве наиболее популярны гирос, хумус, спринг-ролл и джелато, а в Санкт-Петербурге – чебупицца, блины-галеты и трдельник. Подробные данные в диаграммах в конце статьи.
Самый необычный стритфуд, который пробовали россияне
Мы также попросили респондентов назвать самый необычный стритфуд, который они пробовали в своей жизни, и поделиться своими впечатления от него.
Гирос (8%)
✔ Крайне сытный и стоит своих денег. Я брал его за 300 рублей вроде... И за эти деньги наелся на целый день! Даже на следующий обошелся лишь легкими перекусами. 10/10.
Респондент из Краснодара, 22 года
✘ Мы, привыкшие к традиционной шаверме, были удивлены, что внутри еще есть картошка, капуста и что-то очень острое. Первое впечатление – не очень это все вкусно.
Респондент из Санкт-Петербурга, 46 лет
Чебупицца (8%)
✔ Маленькие кусочки завёрнутой пиццы с аппетитной начинкой. Есть их очень удобно, так как отдельные кусочки можно не кусать, а потреблять целиком. И руки после приёма такой пищи не жирные и не запачканные. Отличный сытный перекус.
Респондент из Бугульмы, Татарстан, 18 лет
✘ Вкусно, но ничего особенного.
Респондент из Сочи, 35 лет
Онигири (4%)
✔ Приятный хруст нори, интересная форма. Ощущение причастности к более близкой по духу культуре. Не слишком серьёзно отношусь к этому, но удовольствие испытываю и взять с собой удобно.
Респондент из Одинцово (Московская обл.), 26 лет
✘ Оказался суховат, ожидала большего.
Респондент из Москвы, 33 года
Пянсе (3%)
✔ Мне очень нравятся пянсе. Это сочная вкусняшка, большой пельмень или пирожок, только на пару. Очень люблю это блюдо.
Респондент из Владивостока, 54 года
✘ Пянсе – корейские пирожки на пару с мясом, капустой и соевым соусом. Своебразный вкус, на любителя, не понравились.
Респондент из Уфы, 34 года
Хумус (3%)
✔ Достаточно вкусный,скорее можно сравнить с тартаром.
Респондент из Санкт-Петербурга, 23 года
✘ Похож на гороховое пюре. Не очень понравился вкус.
Респондент из Мурома (Владимирская обл.), 51 год
Трдельник (3%)
✔ Необычно, что тесто наматывают на вертель и жарят на гриль, очень вкусный запах, разные начинки, вообще я люблю изделия из теста, мне понравилось.
Респондент из Сочи, 47 лет
✔✘ Ожидание было выше реальности, легкое разочарование. В целом вкусно, ок, брали еще несколько раз в разных точках. Старались есть аккуратно, но не запачкаться было довольно сложно, когда ешь на ходу. Буду брать при случае еще.
Респондент из Тольятти, 45 лет
Спринг-ролл (2%)
✔ Очень понравилась эта закуска, легкая, с креветками – мои любимые. Хорошая еда на вечер.
Респондент из Красноярска, 30 лет
✘ Начинка напоминала какое-то месиво без определенного вкуса.
Респондент из Первоуральска (Свердловская обл.), 45 лет
Фалафель (2%)
✔ Непрезентабельно на вид, но неожиданно сытно и вкусно.
Респондент из Москвы, 56 лет
✘ Мне не понравился. Считаю, что для такого блюда не подходит вариант готовки в виде жарки в масле. Больше пробовать однозначно не буду.
Респондент из Москвы, 33 года
Трайфл (2%)
✔ Я пробовала морковный трайфл с карамельной начинкой, это довольно необычное сочетание и превосходный вкус.
Респондент из Москвы, 28 лет
✔ ✘ Ничего необычного, но всё-таки очень вкусно.
Респондент из Тюмени, 35 лет
Чуррос (2%)
✔ Очень вкусные, особенно если посыпать сахарной пудрой, с карамелью не очень понравились.
Респондент из Нижнего Новгорода, 23 года
Выборка исследования
С 9 по 14 марта с помощью онлайн-панели Anketolog.ru было опрошено 1980 россиян старше 18 лет, которые приобретали стритфуд в последние три месяца. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не превышает 2,5%.