Барби Мания: 79% россиянок мечтали о культовой игрушке в детстве
На днях в российский прокат выйдет фильм «Барби» Греты Гервиг. Фотографии со съемок, где Марго Робби и Райан Гослинг наслаждаются жизнью в розовых кукольных нарядах, уже давно разлетелись по интернету и породили мемы. Фильм стал настоящей сенсацией в поп-культуре, вызвал всплеск интереса к кукле Барби и розовому цвету.
Накануне премьеры россиянки рассказали, какие куклы были у них в детстве, а также поделились фотографиями Барби своих детей.
Кадр из фильма «Барби»
Первая Барби была выпущена в 1959 году в США. Куклу придумали Рут и Эллиот Хэндлер, основатели компании по производству игрушек Mattel.
До этого куклы представляли собой в основном пупсов, на которых девочки тренировали навыки материнства. Однако Рут Хэндлер заметила, что ее дочь любит играть с бумажными куклами, изображающими взрослых девушек, и решиласоздать пластмассовую куклу-взрослую, с которой девочки будут разыгрывать ситуации из взрослой жизни и таким образом готовить себя к будущему. Так и появилась Барби: ее назвали в честь десятилетней Барбары, дочери Хэндлеров.
В нашу страну игрушка попала в 1990-х годах. Среди опрошенных россиянок в возрасте от 18 до 45 лет 79% в детстве мечтали о Барби. При этом оригинальная игрушка от компании Mattel была у 24%, еще у 61% были похожие куклы.
Что интересно, для 45% респонденток Барби была любимой игрушкой, для 25% – сбывшейся мечтой.
Мы также опросили родителей девочек в возрасте до 18 лет: 23% отметили, что у их дочерей есть оригинальная Барби. Среди них 15% имеют одну куклу, 28% – две, 20% – три, а 37% – четыре и более Барби.
Также 28% родителей отметили, что у их дочери была Барби раньше, а 42% – что вместо оригинала есть похожие куклы.
Кен, домик и лошадка
Начиная с 1960 года Барби активно «осваивает» профессии, и со временем ассортимент кукол становится только разнообразнее. Например, в 1965 была выпущена первая «Барби-космонавт», а в 1991 появилась кукла – кандидат в президенты. Кроме того, в 1961 году у Барби появился Кен, а в 1964 – сестрёнка Скиппер.
Большинство (64%) взрослых россиянок в детстве хотели бы иметь дом для Барби, 58% – одежду, 52% – мебель. Тоже 52% хотели, чтобы у их куклы был бойфренд – Кен. Около половины (45%) отметили аксессуары, например, сумочки, 42% – обувь, 34% – автомобиль, 32% – бытовую технику. Также 29% хотели бы иметь лошадь для Барби, и 26% – сюжетный набор, например, магазин, в котором работает кукла.
Я хотела куклу из рекламы и журналов про «Барби» 1990-х годов. Чего там только не было! Эти журналы у меня до сих пор сохранились. И я до сих пор хочу оттуда всë!!! 32 года
Всегда хотела больше одежды для Барби, порой даже шила сама для неё. То же самое касалось и мебели: мастерила сама из того, что было. Мне не важна была тогда фирма или бренд, главное, чтобы было хоть что-то. 28 лет
Я хотела Барби в пышном красном бальном платье. Именно ее мне и подарили родители. 38 лет
Хотела Барби в розовом элегантном костюме с собачкой. И большой розовый дом. 19 лет
Хотела Барби с розовыми волосами и с единорогом. 22 года
Мечтала о Кене – их редко продавали в моем городе (даже поддельных). И о доме Барби, которую рекламировали по телевизору в 90-х. 33 года
Коллекционные куклы Барби и Кена в коллаборации с Moschino. 22 года
Хотела бы Барби связанную с бизнес стороной, красивый автомобиль, много документов, свой офис, много офисной одежды, обувь на каблуках. 32 года
Я всегда хотела Барби в спортивных костюмах, лосинах, шортах, с повязкой на голову. 32 года
Сегодня чаще всего к кукле покупают дополнительные наборы одежды – об этом сообщили 75% родителей, у дочерей которых есть Барби. Более половины (по 56%) отметили, что у их дочери есть мебель и дополнительная обувь, 53% – украшения, 51% – аксессуары, например, сумочки, 49% – бойфренд Кен, и 47% – дом.
Респонденты прислали фото Барби своих детей
По какой цене покупают Барби?
Среди родителей, которые лично приобретали своей дочери Барби, лишь 7% уложились в 1000 рублей при покупке последней куклы. Около четверти (23%) респондентов приобрели ее за 1000-2000 рублей, 29% – 2000-3000 рублей, 18% – 3000-4000 рублей. Также 12% родителей потратили на Барби 4000-5000 рублей, а 11% – более 5000 рублей.
Оригинальная Барби всегда была дорогостоящей игрушкой: так считают и 46% родителей. Также 25% отметили, что для их семьи покупка оригинальной Барби скорее недоступна. Кроме того, 19% россиянок 18-45 лет не получили Барби в детстве, хоть и мечтали о ней, а 3% смогли купить ее только во взрослом возрасте.
Кстати, на волне хайпа многие бренды создали кастомные товары, созданные специально к выходу фильма «Барби». Розовые лимитированные коллекции – отличный шанс для взрослых фанатов Барби, которые вряд ли купят себе куклу (хоть и очень хотят), но их может заинтересовать бургер с розовым соусом от Burger King, свеча с ароматом клубники от Glasshouse или розовая консоль от Xbox.
Что интересно, розовый цвет ассоциируется у россиян именно с брендов Barbie. Об этом мы узнали в исследовании, посвященном цветам и брендам.
Даже в Google появилась пасхалка: если набрать в поисковике «Барби», «Марго Робби», «Райан Гослинг», то весь интерфейс станет розовым, а на экране появятся фейерверки. Попробовать можно как телефоне, так и на ПК.
Плюсы и минусы Барби
Барби неоднократно подвергалась критике, в частности, из-за неестественных и идеальных пропорций, которые могут привести девочек-подростков к расстройствам пищевого поведения. Кстати, в 1963 году вышел набор Барби, в который входила книга «Как сбросить вес» и весы, на которых была цифра около 50 кг (110 фунтов). При том, что рост куклы, если сделать перерасчет из масштаба 1:6, равен 175 см.
Однако в 1997 году Mattel немного изменили фигуру куклы, уменьшив ей бюст и сделав талию шире. А в 2016 году компания совершила прорыв в сторону бодипозитива и выпустила кукол с разными и реалистичными пропорциями тела.
Помимо этого, Барби часто обвиняли в навязывании девочкам стереотипов о женщинах и женском поведении, а русские общественные деятели – в пропаганде «американского образа жизни».
Абсолютное большинство (87%) родителей тоже находят у такой игрушки недостатки. Прежде всего, это высокая стоимость (46%), сексуализированность куклы (32%), идеальная и нереалистичная внешность, из-за которой у детей могут возникнуть комплексы (29%). Около четверти (22%) относятся негативно к яркому макияжу и вызывающей одежде, 18% считают, что Барби формирует потребительский, материалистичный взгляд на мир. А по мнению 12%, кукла не способствует развитию ролевой модели матери у девочек.
Тем не менее, 75% опрошенных положительно относятся к Барби. Более половины (51%) отмечают красоту и стиль игрушки, 42% – разнообразие сопутствующих товаров, 39% – ассортимент самих кукол. По мнению 35%, Барби развивает воображение, 34% – дает возможность примерять различные роли – президента, космонавта, врача и т. д. Также 31% нравится качество игрушки, 28% – разнообразие представленных профессий. А 22% считают, что Барби может стать для девочек ролевой моделью успешной женщины.
Выборка исследования
С 6 по 13 июля с помощью онлайн-панели Anketolog.ru было опрошено 2000 россиянок в возрасте от 18-45 лет и 2860 россиян, имеющих детей до 18 лет. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не превышает 2,5%.