Общедоступные исследования
Общество
04 сентября 2017
Современная российская система образования: мнения и оценки россиян

Современная система образования в России является предметом многих споров и дискуссий. А реформы, проводимые в этой сфере, представляют собой мишень для особенно острой критики, как со стороны работников системы образования, так и тех, кто так или иначе вовлечен в процесс обучения. Наряду с этим, у российского образования существуют и многие другие проблемы, о которых мы также спросили в ходе нашего исследования.

 

Результаты исследования

Вопрос 1. Как Вы оцениваете систему образования в России?

 

Вопрос 1. Как Вы оцениваете систему образования в России? Здесь Вы по желанию можете дополнить свой предыдущий ответ
  • Основной упор делается на запоминание материала, а не на развитие мышления в целом.
  • В России прекрасная система образования, НО! Министерство образования делает всё возможное, чтобы это было не так (конечно, какому государству нужны образованные люди, когда не хвататет рабочей силы?!).
  • Как и в любой системе есть свои плюсы и минусы. Жаль, что при обновлении системы образования отказались не только от устаревших методик, но и от всего хорошего, что было в советском образовании.
  • Сейчас в российской системе образования ВСЕ зависит от личности учителя. Однако настоящие учителя продолжают существовать не благодаря, а вопреки системе, которая продолжает их выдавливать из школы (или вуза).
  • Очень мало часов для огромного объёма материала, ничего не усваивается надолго; учителя и преподаватели часто оценивают знания с помощью теста, а тест - не устный экзамен, и никакого контроля за знаниями фактически не даёт.
  • Система образования находится в переходном состоянии, для которого характерны отставание педпрактики от зафиксированных стандартов, которые сами ещё дополняются и переосмысливаются.
  • Устаревшая инертная система, которая не отвечает требованиям современности.
  • Отлично преподавали и воспитывали до 1917, хорошо было до 1970х, удовлетворительно до 1985, плохо и очень плохо в последующее по настоящее время.
  • В школах учителям не дают преподавать - их главная цель заполнить все бумажки, соответственно знаний ноль у учеников. Одна надежда на репетиторов и то если есть деньги!
  • Система хорошо и себя оправдала. Ее перестройка сейчас - не имеет очевидных плюсов. Более того, некоторые шаги вредны.
  • Все наше образование - это зубрежка. По окончании урока либо экзамена все тут же забывается. Нужно учить детей мыслить, а не заучивать наизусть чужие мысли.
  • Я отрицательно отношусь к системам анкетирования. Кроме того, современное образование стало чересчур дорогим.
  • Соблюдение формальностей стало важнее реальных знаний.

 

Вопрос 2. Есть ли в Вашей семье дети, которые ходят в школу?

 

Вопрос 3. Как Вы в целом могли бы оценить уровень преподавания в современной российской школе?

 

Вопрос 4. Как Вы считаете, характерна ли для современной российской школы проблема коррупции?

 

Вопрос 5. Если бы Вы составляли общий социально-психологический портрет современного российского школьника, какие положительные качества Вы могли бы в нем выделить?

 

Вопрос 6. Если бы Вы составляли общий социально-психологический портрет современного российского школьника, какие отрицательные качества Вы могли бы в нем выделить?

 

Вопрос 7. Есть ли в вашей семье (включая Вас) те, кто в настоящее время учится в вузе?

 

Вопрос 8. Как Вы в целом могли бы оценить уровень преподавания в вузе?

 

Вопрос 9. Как Вы считаете, характерна ли для современного российского вуза проблема коррупции?

 

Вопрос 10. Если бы Вы составляли общий социально-психологический портрет современного российского студента, какие положительные качества Вы могли бы в нем выделить?

 

Вопрос 11. Если бы Вы составляли общий социально-психологический портрет современного российского студента, какие отрицательные качества Вы могли бы в нем выделить?

 

Вопрос 12. Как Вы считаете, может ли качественное образование быть бесплатным?

 

Вопрос 13. Считаете ли Вы, что советская система образования была лучшей в мире?

 

Вопрос 14. Как Вы относитесь к ЕГЭ (Единому Государственному Экзамену)?

 

Вопрос 15. Какие Вы видите наиболее острые проблемы современной системы образования России?

 

Вопрос 16. По Вашему мнению, какая страна (страны) на сегодняшний день имеет лучшую систему образования? (*на данный вопрос ответило 48,8% респондентов от генеральной совокупности)
Страна Процент
Великобритания 33,9
Финляндия 17,7
США 16,9
Япония 15,3
Германия 12,9
Китай 10,5
Россия 9,7
Швейцария 6,5
Швеция 4,8
Канада 4,0
Франция 4,0
Южная Корея 3,2
Новая Зеландия 2,4
Норвегия 2,4

  

Анализ полученных данных

Результаты опроса показали, что половина опрошенных нами россиян (50,2%) оценивает систему образования в России на «удовлетворительно», а четверть опрошенных (25,1%) поставила оценку «плохо». Лишь 15,8% респондентов оценивают российское образование на «хорошо», а на «отлично» — всего 2%. При ответе на дополнительный вопрос были получены следующие комментарии:

«Основной упор делается на запоминание материала, а не на развитие мышления в целом».

«В России прекрасная система образования, НО! Министерство образования делает всё возможное, чтобы это было не так (конечно, какому государству нужны образованные люди, когда не хватает рабочей силы?!)».

«Сейчас в российской системе образования ВСЕ зависит от личности учителя. Однако настоящие учителя продолжают существовать не благодаря, а вопреки системе, которая продолжает их выдавливать из школы (или вуза)».

«Система образования находится в переходном состоянии, для которого характерны отставание педпрактики от зафиксированных стандартов, которые сами ещё дополняются и переосмысливаются».

«Отлично преподавали и воспитывали до 1917, хорошо было до 1970х, удовлетворительно до 1985, плохо и очень плохо в последующее по настоящее время».

Результаты опроса показали, что у 43,7% респондентов в семьях есть дети, которые ходят в школу. Таким образом, значительному числу россиян ситуация со школьным образованием известна не понаслышке. Из всех опрошенных около половины (53,9%) оценивают уровень преподавания в современной российской школе на «удовлетворительно». Оценки «хорошо» и «плохо» поставило примерно равное количество опрошенных (по 20%).

На вопрос о том, характерна ли, по мнению респондентов, для современной российской школы проблема коррупции, 20,8% опрошенных ответили: «однозначно да», а около половины респондентов (48,5%) — «скорее да, чем нет». Таким образом, порядка 70 % опрошенных россиян, так или иначе, считают актуальной проблему коррупции для российской школы.

В следующих вопросах мы попросили респондентов выбрать положительные и отрицательные качества в социально-психологическом портрете современного российского школьника. Исходя из ответов респондентов, современный российский школьник прежде всего умен (40,1%). Это наиболее значимый показатель. Стоит отметить, что около трети опрошенных россиян (33,2%) считают, что положительные качества у российского школьника отсутствуют.

Что касается негативных качеств, то здесь показатели значительно выше. Так, по мнению россиян, современный российский школьник ленивый (63,4%), безответственный (61,7%), агрессивный (55,7%) и грубый (45,5%).

Ответы на другой вопрос исследования выявили, что у четверти россиян (25,6%) в семье есть те, кто в настоящее время учится в вузе. При этом 46,8% респондентов оценивают уровень преподавания в вузе на «удовлетворительно», 34,9% — на оценку «хорошо», а 10,6% ответили: «плохо». Таким образом, уровень преподавания в вузе в среднем оценивается россиянами лучше, чем уровень преподавания в школе.

На вопрос о том, характерна ли, по мнению респондентов, для российского вуза проблема коррупции, половина опрошенных (50,2%) ответила «скорее да, чем нет», а 35,7% респондентов — «однозначно да». Таким образом, около 85% опрошенных считают, что проблема коррупции присутствует в системе российского вуза. Как мы помним, в отношении школы о наличии подобной проблемы высказалось примерно на 15% меньше респондентов.

Что касается социально-психологического портрета современного российского студента, опрошенные нами россияне наделили его таким положительным качеством, как ум (39,8%). Среди негативных характеристик превалируют «ленивый» (68,7%) и «безответственный» (52,3%). В отличие от школьника, студенту в наименьшей мере приписываются агрессивность и грубость.

На вопрос о том, может ли качественное образование, по мнению респондентов, быть бесплатным, 51,4% опрошенных ответили: «однозначно да», а 41,4% — «скорее да, чем нет». А на вопрос «Считаете ли Вы, что советская система образования была лучшей в мире?», 57,1% респондентов ответили: «однозначно да», а 31,3% — «скорее да, чем нет».

Около 75% россиян относятся к ЕГЭ (Единому государственному экзамену) негативно, из которых 33,9% — «скорее против, чем за», а 42,4% — «однозначно против». Лишь 4,6% респондентов однозначно поддерживают ЕГЭ, а 19,1% ответили: «скорее за, чем против».

В следующем вопросе исследования респондентам предлагалось выбрать наиболее острые проблемы современной системы образования. Такими, по мнению опрошенных, являются проблемы низкого уровня оплаты работникам образования (62,5%), низкого уровня квалификации преподавателей (56,2%), а также плохая материальная обеспеченность образовательных учреждений (55%).

В варианте ответа «Другое» определенное количество респондентов (9,2%) высказало следующие мнения по данному вопросу:

«Родителям приходится за свой счёт покупать учебники, мебель и делать ремонт».

«Отсутствие системы в голове у руководителей российского образования».

«Министерство образования навязывает такие стандарты, при которых учащимся невозможно получить какие-либо знания (независимо от квалификации преподавателя и уровня финансирования): увеличивающийся объём материала при всё уменьшающемся количестве часов на его изучение».

«Частая смена автором учебников, низкий уровень содержания знаний в учебниках, отсутствие творчества в обучении, одни тесты кругом».

«Система анархии и вседозволенности для учеников; низкий уровень статуса и уничиженное положение учителей; преобладание интерактивного развлекательного контента; неправильная расстановка жизненных ценностей и приоритетов; культивируемое социальное неравенство и бездуховность».

В заключительном вопросе исследования респондентам предлагалось указать страну, которая, по их мнению, на сегодняшний день имеет лучшую систему образования. На данный вопрос ответила половина опрошенных (48,8%). Из них 33,9% респондентов в качестве такой страны указали Великобританию. Далее с определенным отставанием по количеству набранных ответов идут Финляндия (17,7%), США (16,9%), Япония (15,3%).

 

 Выборка исследования

 Было опрошено 254 респондента, из них: 30,3% — мужчины, 69,7% — женщины. Возраст: до 18 лет — 0,8%; 19–25 лет — 7,1%; 26–35 лет — 34,6%; 36–45 лет — 23,6%; 46–55 лет — 22,1%; от 56 лет — 11,8%. Распределение по федеральным округам: ЦФО — 30,7%; СЗФО — 12,6%; ЮФО — 7,5%; СКФО — 1,6%; ПФО — 16,5%; УФО — 8,3%; СФО — 16,5%; ДФО — 4,3%. Другая страна — 2%.

 

Вам также может понравиться
prev
Исследование потребительских предпочтений на рынке безалкогольных напитков

4619
Показатели кредитной зависимости россиян

262
Дискриминация на рынке труда в России

2888
Исследование телепредпочтений россиян

3610
Железнодорожный транспорт России в оценках пассажиров

1837
Исследование потребительских предпочтений на рынке детской одежды в России

4724
Допинговый скандал в российском спорте

4106
Исследование потребительских предпочтений на рынке соусов в России

1878
Востребованность профессий в оценках россиян

388
Экологическая ситуация в стране: мнение россиян

1899
Исследование потребительских предпочтений на рынке алкогольной продукции в России в сегменте вина

527
Системы питания, продукты и диеты, распространенные среди россиян

1395
Ёлка, оливье и другие новогодние привычки россиян

1328
Исследование потребительских предпочтений на рынке средств для стирки

658
Секты вокруг нас: мнение россиян

2653
Права человека в России

334
next