«Рынок — это драйвер». Почему в Samsung так ценят исследования аудитории
В 2009 году компания Samsung занимала лишь 3,2% рынка смартфонов, а сегодня выпускает почти по 300 миллионов гаджетов в год, занимая 20,8% рынка. Apple на втором месте с долей 14,8%, а Nokia, которая 10 лет назад утюжила всех конкурентов, почти совсем ушла с радаров в этом сегменте. Похоже, что стратегия Samsung, основанная на системных исследованиях рынка, дает неплохой результат.
Особенности этого подхода еще ярче видны в сравнении с Apple, одноим из главных конкурентов Samsung на рынке смартфонов. Эти заклятые друзья нос к носу идут в борьбе за кошелек потребителей, подсматривают друг у друга технологии и бьются в патентных войнах, но сложно найти компании менее близкие друг другу идеологически.
В Apple не слишком-то считаются с интересами потребителей и не верят, что спрос рождает предложение. Еще в 1989 в интервью журналу Inc Стив Джобс призывал не переоценивать мнение простых людей и не ориентироваться только на него. Поэтому компания уже много лет выпускает «закрытые» продукты, абсолютно самодовлеющие или совместимые только с другими гаджетами Apple.
В то же время Samsung делает ставку на глобальные исследования потребительских предпочтений и кладет полученные результаты в основу своих разработок.
Исследовать, исследовать и еще раз исследовать
Глава подразделения потребительской электроники Samsung Electronics Хён Сок Ким прямо говорил, что большинство идей компания получает в ходе изучения рынка: «Рынок — это драйвер, и мы не намерены сами толкать его в определенном направлении».
У компании больше 20 исследовательских центров по всему миру, в которых трудятся десятки тысяч человек. Они проводят опросы, этнографические исследования, анализируют вторичные данные и тенденции рынка. Например, в Samsung не считают зазорным спрашивать мнения мобильных операторов на стадии разработки новых моделей смартфона. Также для создания гаджетов специалисты время от времени подсматривают идеи в дизайне интерьера, одежде или автомобилях.
У Apple тоже есть научно-исследовательские центры, но в Samsung исследования возведены в абсолют, на них не жалеют ресурсов. В прошлом году корейская группа компаний по объему затрат на исследования вышла на первое место в мире, опередив многолетнего лидера по этому показателю, концерн Volkswagen.
Динамика изменения затрат группы компаний Samsung на научно-исследовательские работы. Данные The Economics of Industrial Research & Innovation (IRI)
Как это работает
Посмотрим, как запрос потребителей влияет на конечный продукт, на примере QLED-телевизоров — новинки компании в премиум-сегменте.
Большинство разработчиков, как правило, ограничиваются улучшением функциональных характеристик телевизора — качества изображения, яркости цветопередачи, долговечности и так далее. Однако исследователи Samsung, благодаря долгим наблюдениям над потребителями и разговоров с ними, могли смотреть шире.
Очевидно, что большую часть дня телевизор находится в комнате в выключенном состоянии и превращается по сути в предмет мебели. Опросы показали, что трагичный черный экран раздражает людей, и что чем больше диагональ телевизора, тем эта проблема острее. Людям не нравится темное пятно посреди комнаты, на котором к тому же легче увидеть пыль и отпечатки пальцев. Некоторые даже ставили телевизор в шкаф и закрывали дверцу, когда не смотрели его. Таким образом, специалисты Samsung нашли инсайт, опрашивая людей о том, как они НЕ пользуются своим продуктом.
Видите телевизор? А он есть. Изображение: news.samsung.com
Проанализировав данные опросов и наблюдений, они придумали концепцию «мимикрирующего» экрана, который умеет сливаться с окружающей обстановкой. В компании выяснили, что примерно в 75% домов стены яркие и без сложных узоров. Поэтому они добавили в настройки множество простых вариантов фона, чтобы клиенты могли просто выбрать один из них, настроив цвет и яркость. Кроме того, режим окружающей среды может анализировать рисунок и текстуру стены за телевизором и отображать результат на экране, оставляя видимой только рамку. Наконец, на экран выключенного телевизора можно выводить, например, прогноз погоды, чтобы темный прямоугольник не наводил тоску.
Новые телевизоры Samsung небезупречны и, конечно, вызывают вопросы. В первую очередь, их цена. Однако за первый месяц с момента запуска новой линейки в США объем их продаж в штучном выражении увеличился всемеро по сравнению с прошлым годом. В Китае и в Южной Корее объем продаж за квартал вырос ровно в два раза. А всего в прошлом году компания выпустила в полтора раза больше телевизоров, чем их ближайший конкурент LG. И в ближайшее время вряд ли кто-то сможет поколебать лидерство Samsung в этом сегменте.
Мы не можем говорить, что какой-то подход однозначно лучше. Однако в мире не так много компаний, чей путь озарен гениями, как в случае с Apple. Компаний, которые стали культом, вырастили огромную фанатскую базу по всему миру, готовую простить специфические решения в новых продуктах. Но в подавляющем большинстве случаев именно исследования помогают нащупать верное направление в разработках и создавать лучшие для пользовательского опыта продукты.