Ритейл 27 февраля 2019 3 134

За покупками! Обзор потребительского поведения россиян

скачать данные

 

Идеальный магазин по мнению среднего российского потребителя — круглосуточный супермаркет крупной сети в 10 минутах от дома, с фермерскими продуктами, скидками и низкими ценами. Однако доступен такой вариант далеко не всем. В новом большом исследовании разбираемся, как и куда россияне ходят за покупками.

 

Результаты исследования

В магазинах какого формата вам больше всего нравится совершать покупки?

 

Как вы думаете, в вашем населённом пункте не хватает каких-либо магазинов?

 

Как вы думаете, в вашем населённом пункте не хватает каких-либо магазинов?

В населённом пункте с какой численностью населения Вы проживаете:

Менее 20 тысяч человек

20-100 тысяч человек

100-500 тысяч человек

500 тысяч-1 млн человек

Более 1 млн человек

Магазинов хватает

36%

41%

43%

44%

52%

Круглосуточных магазинов

34%

31%

28%

31%

21%

Магазинов с широким ассортиментом товаров

18%

16%

13%

12%

10%

Магазинов, работающих допоздна

8%

11%

12%

9%

7%

Магазинов в шаговой доступности

6%

7%

8%

7%

7%

Магазинов с фермерскими продуктами

20%

27%

23%

27%

24%

Магазинов с готовой едой

11%

11%

14%

12%

10%

Магазинов с доставкой на дом

17%

16%

19%

17%

11%

Рынков

9%

7%

8%

5%

12%

Магазинов с продуктами от местных производителей

14%

21%

20%

21%

19%

Вы бы хотели, чтобы в магазинах был шире ассортимент:

 

В какое время вы обычно совершаете покупки в будние и выходные дни:

 

В какое время вы обычно совершаете покупки в будние  дни:

В населённом пункте с какой численностью населения Вы проживаете:

Менее 20 тысяч человек

20-100 тысяч человек

100-500 тысяч человек

500 тысяч-1 млн человек

Более 1 млн человек

До 12:00

20%

18%

15%

13%

14%

С 12:00 до 18:00

49%

42%

36%

35%

31%

С 18:00 до 20:00

16%

31%

32%

36%

38%

После 20:00

15%

9%

17%

16%

17%

Вы предпочитаете:

 

Вы обычно совершаете покупки в магазине, путь до которого от дома занимает:

 

Существует ли в вашем районе какая-либо проблема с доступностью магазинов, которая волнует в том числе вас?

 

Есть ли у вас скидочная/бонусная карта продуктового магазина, в который Вы совершаете покупки?

 

Есть ли у Вас скидочная/бонусная карта продуктового магазина, в который Вы совершаете покупки? 

В каком ФО РФ Вы проживаете: 

Центральный ФО

Северо-Западный ФО

Приволжский ФО

Южный ФО

Северо-Кавказский ФО

Уральский ФО

Сибирский ФО

Дальневосточный ФО

Да

86%

89%

80%

79%

60%

87%

81%

33%

Нет

14%

11%

20%

21%

40%

13%

19%

67%

В каких случаях вы приобретаете товары со скидкой или по акции (жёлтый ценник, «1+1» и т. д.)?

 

Вы больше доверяете:

 

Какие критерии для вас важны при выборе магазина для покупки товаров повседневного спроса?

Любимые форматы магазинов у россиян — это супермаркеты и гипермаркеты. В них предпочитают закупаться соответственно 70 и 62% опрошенных. Остальные форматы выбирают значительно меньше потребителей: специализированные магазины (мясной, молочный и т. д.) — 30%, дискаунтеры — 24%. Ходить за покупками на рынки любят 24% россиян, на мелкооптовые базы — 9%. Также важно отметить, что сетевым магазинам больше доверяют 78% опрошенных, а небольшим локальным магазинам — лишь 22%.

Почти половина россиян (45%) считает, что в их городах достаточно магазинов любого формата. Однако треть жителей небольших городов все же ощущает нехватку круглосуточных магазинов, а 24% жителей мегаполисов — магазинов с фермерскими продуктами. Кроме того, 20% во всем массиве опрошенных отметили нехватку магазинов с продуктами местных производителей, а 15% — магазинов с доставкой продуктов на дом.

Что касается ассортимента, то 41% опрошенных отмечают нехватку в магазинах свежей и замороженной рыбы, 39% — морепродуктов, 37% — фруктов, 36% — овощей, 29% — готовых блюд, 25% — свежего и замороженного мяса. На недостаток на прилавках напитков — алкогольных и безалкогольных — а также консервов пожаловались менее 10% опрошенных.

Время посещения магазинов 

Любопытно, что в городах с населением менее 100 тысяч человек, в рабочее время (с 12.00 до 18.00) обычно ходят в магазины более 40% опрошенных, тогда как в городах-миллионерах — 31%. В целом наблюдается тенденция: чем меньше размер населенного пункта, тем больше его жителей ходят за покупками в первой половине дня.

Почти половина опрошенных (44%) тратят на поход в магазин менее 10 минут, 38% — 10–20 минут. И только 2% россиян обычно покупают продукты и все необходимое в магазинах,  путь до которых составляет более 45 минут.

Цены и акции

Подавляющее большинство опрошенных (80%) сказали, что у них есть скидочная или бонусная карта магазинов, в которые они обычно ходят за покупками. Крайне любопытно оказалось рассмотреть эти данные в разрезе регионов. Так, если в Центральном, Северо-Западном и Уральском федеральных округах количество покупателей с бонусными картами приближается к 90%, то в Дальневосточном ФО такими картами владеют всего 33% покупателей, а в Северо-Кавказском — 60%. 

В целом наиболее важным критерием при выборе магазина россияне назвали уровень цен (78%), ассортимент (70%), наличие необходимых товаров (67%), скидки и акции (58%), расположение вблизи от дома (51%). Уровень обслуживания (37%) и график работы (32%) магазинов гораздо менее важны опрошенным.

 

 

Выборка исследования

С 18 по 22 февраля было опрошено 1700 человек. Из них 46% — мужчины, 54% — женщины. Возраст: 18–30 лет — 24%, 31–45 лет — 33%, 46–55 лет — 22%, больше 55 лет — 21%. Распределение по федеральным округам: ЦФО — 27%, СЗФО — 11%, ЮФО — 11%, СКФО — 5%, ПФО — 18%, УФО — 10%, СФО — 14%, ДВФО — 5%. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не превышает 2,4%.    

Популярные материалы