За покупками! Обзор потребительского поведения россиян
Идеальный магазин по мнению среднего российского потребителя — круглосуточный супермаркет крупной сети в 10 минутах от дома, с фермерскими продуктами, скидками и низкими ценами. Однако доступен такой вариант далеко не всем. В новом большом исследовании разбираемся, как и куда россияне ходят за покупками.
Результаты исследования
Как вы думаете, в вашем населённом пункте не хватает каких-либо магазинов? |
В населённом пункте с какой численностью населения Вы проживаете: |
||||
Менее 20 тысяч человек |
20-100 тысяч человек |
100-500 тысяч человек |
500 тысяч-1 млн человек |
Более 1 млн человек |
|
Магазинов хватает |
36% |
41% |
43% |
44% |
52% |
Круглосуточных магазинов |
34% |
31% |
28% |
31% |
21% |
Магазинов с широким ассортиментом товаров |
18% |
16% |
13% |
12% |
10% |
Магазинов, работающих допоздна |
8% |
11% |
12% |
9% |
7% |
Магазинов в шаговой доступности |
6% |
7% |
8% |
7% |
7% |
Магазинов с фермерскими продуктами |
20% |
27% |
23% |
27% |
24% |
Магазинов с готовой едой |
11% |
11% |
14% |
12% |
10% |
Магазинов с доставкой на дом |
17% |
16% |
19% |
17% |
11% |
Рынков |
9% |
7% |
8% |
5% |
12% |
Магазинов с продуктами от местных производителей |
14% |
21% |
20% |
21% |
19% |
В какое время вы обычно совершаете покупки в будние дни: |
В населённом пункте с какой численностью населения Вы проживаете: |
||||
Менее 20 тысяч человек |
20-100 тысяч человек |
100-500 тысяч человек |
500 тысяч-1 млн человек |
Более 1 млн человек |
|
До 12:00 |
20% |
18% |
15% |
13% |
14% |
С 12:00 до 18:00 |
49% |
42% |
36% |
35% |
31% |
С 18:00 до 20:00 |
16% |
31% |
32% |
36% |
38% |
После 20:00 |
15% |
9% |
17% |
16% |
17% |
Есть ли у Вас скидочная/бонусная карта продуктового магазина, в который Вы совершаете покупки? |
В каком ФО РФ Вы проживаете: |
|||||||
Центральный ФО |
Северо-Западный ФО |
Приволжский ФО |
Южный ФО |
Северо-Кавказский ФО |
Уральский ФО |
Сибирский ФО |
Дальневосточный ФО |
|
Да |
86% |
89% |
80% |
79% |
60% |
87% |
81% |
33% |
Нет |
14% |
11% |
20% |
21% |
40% |
13% |
19% |
67% |
Любимые форматы магазинов у россиян — это супермаркеты и гипермаркеты. В них предпочитают закупаться соответственно 70 и 62% опрошенных. Остальные форматы выбирают значительно меньше потребителей: специализированные магазины (мясной, молочный и т. д.) — 30%, дискаунтеры — 24%. Ходить за покупками на рынки любят 24% россиян, на мелкооптовые базы — 9%. Также важно отметить, что сетевым магазинам больше доверяют 78% опрошенных, а небольшим локальным магазинам — лишь 22%.
Почти половина россиян (45%) считает, что в их городах достаточно магазинов любого формата. Однако треть жителей небольших городов все же ощущает нехватку круглосуточных магазинов, а 24% жителей мегаполисов — магазинов с фермерскими продуктами. Кроме того, 20% во всем массиве опрошенных отметили нехватку магазинов с продуктами местных производителей, а 15% — магазинов с доставкой продуктов на дом.
Что касается ассортимента, то 41% опрошенных отмечают нехватку в магазинах свежей и замороженной рыбы, 39% — морепродуктов, 37% — фруктов, 36% — овощей, 29% — готовых блюд, 25% — свежего и замороженного мяса. На недостаток на прилавках напитков — алкогольных и безалкогольных — а также консервов пожаловались менее 10% опрошенных.
Время посещения магазинов
Любопытно, что в городах с населением менее 100 тысяч человек, в рабочее время (с 12.00 до 18.00) обычно ходят в магазины более 40% опрошенных, тогда как в городах-миллионерах — 31%. В целом наблюдается тенденция: чем меньше размер населенного пункта, тем больше его жителей ходят за покупками в первой половине дня.
Почти половина опрошенных (44%) тратят на поход в магазин менее 10 минут, 38% — 10–20 минут. И только 2% россиян обычно покупают продукты и все необходимое в магазинах, путь до которых составляет более 45 минут.
Цены и акции
Подавляющее большинство опрошенных (80%) сказали, что у них есть скидочная или бонусная карта магазинов, в которые они обычно ходят за покупками. Крайне любопытно оказалось рассмотреть эти данные в разрезе регионов. Так, если в Центральном, Северо-Западном и Уральском федеральных округах количество покупателей с бонусными картами приближается к 90%, то в Дальневосточном ФО такими картами владеют всего 33% покупателей, а в Северо-Кавказском — 60%.
В целом наиболее важным критерием при выборе магазина россияне назвали уровень цен (78%), ассортимент (70%), наличие необходимых товаров (67%), скидки и акции (58%), расположение вблизи от дома (51%). Уровень обслуживания (37%) и график работы (32%) магазинов гораздо менее важны опрошенным.
Выборка исследования
С 18 по 22 февраля было опрошено 1700 человек. Из них 46% — мужчины, 54% — женщины. Возраст: 18–30 лет — 24%, 31–45 лет — 33%, 46–55 лет — 22%, больше 55 лет — 21%. Распределение по федеральным округам: ЦФО — 27%, СЗФО — 11%, ЮФО — 11%, СКФО — 5%, ПФО — 18%, УФО — 10%, СФО — 14%, ДВФО — 5%. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не превышает 2,4%.