Ритейл 23 января 2019

Литр не литр, или несколько слов о шринкфляции

Новость о новых упаковках с девятью яйцами в российских магазинах разнеслась по интернету и заставила многих снова заговорить о таком явлении, как «шринкфляция». Так называют снижение производителем веса товара в упаковке при сохранении цены. В новом исследовании мы выясняем, когда россияне заметили это явление, как они к нему относятся и изменило ли оно их потребительские привычки.

 

Результаты исследования

 

При выборе товара в магазине обращаете ли вы внимание на объем/вес или количество штук продукта в упаковке, указанное на этикетке или ценнике?

 

Как часто вы обращаете внимание на количество продукта, указанное на этикетке или ценнике?
% от количества опрошенных, обращающих внимание на количество продукта на ценнике

 

На этикетках или ценниках каких категорий товаров вы обычно смотрите указанное количество продукта в литрах (мл), граммах (г/кг) или в штуках в упаковке?
% от количества опрошенных, обращающих внимание на ценники

 

Обращали ли вы внимание, что некоторые производители в последние годы стали сокращать количество продукции в упаковке, но при этом размер упаковки и стоимость на эти продукты не уменьшилась (молоко с 1 л до 900-930 мл, шоколад со 100 г до 80-85 г и так далее)?

 

 

Для каких категорий товаров, по вашему мнению, характерна данная ситуация?
% от количества опрошенных, заметивших данную тенденцию

 

В связи с тем, что некоторые производители сократили объем/вес упаковки, стали ли вы чаще покупать какие-то продукты?
представлены варианты, набравшие более 3% выбора

 

Как давно вы заметили данную тенденцию?

 

Как вы относитесь к данной ситуации?

 

По вашему мнению, по какой причине производители идут на этот шаг?

 

Если в магазинах указана только стоимость за конкретный вес/объем упаковки, считаете ли вы самостоятельно стоимость за 1 кг/л продукта?

 

Для каких товаров вы самостоятельно считаете стоимость за 1 кг/л продукта, если в магазинах указана только стоимость за конкретный вес/объем упаковки?
% от количества опрошенных, считающих стоимость товаров за 1 кг/л

 

Как показали результаты исследования, подавляющее большинство россиян (93%) обращают внимание на необычные фасовки продуктов, например, молоко по 930 мл или плитки шоколада по 85 граммов. Причем больше половины из них (63%) заметили появление таких продуктов на прилавке от 1 года до 3 лет назад, а 16% — гораздо раньше, больше 5 лет назад. И опять же подавляющее большинство россиян (95%) относятся к этому явлению негативно.

Большинство россиян считают, что уменьшение продукта в упаковках характерно в основном для молочных продуктов (65%), круп (47%), а также чая и кофе (37%).

Всего же на вес и количество продукта в упаковке обращают внимание 97% покупателей. Причем ровно половина из них делают это каждый раз при покупке товаров, 32% — время от времени, а 7% — только при покупке товаров новой марки.

 

Главная причина уменьшения привычного веса, объема или количества товаров, по мнению россиян, связана с тем, что производители наживаются на потребителях — так считают 53% опрошенных. Еще 43% считают, что производители идут на это, чтобы не отпугивать потребителей возрастающей ценой на товары, 24% — что их толкают на это условия рынка, а 23% уверены, что это происходит в сговоре с государством для сокрытия реальных темпов инфляции.

Добавим, что абсолютное большинство россиян (75%) не согласились с тем, что стали чаще приобретать те или иные продукты, несмотря на уменьшение их объема. Однако 15% отметили, что стали чаще покупать молоко, 10% — крупы, 8% — чай и кофе.

В целом же при походе в продуктовый магазин 33% опрошенных нами россиян высчитывают стоимость одного килограмма продукта, цена на который указывается за упаковку. Еще 57% делают это время от времени в зависимости от товара. И лишь 10% не ведут таких подсчетов никогда. Чаще всего россияне самостоятельно считают цену на приобретенные колбасы и сосиски (52%), мясо (45%), крупы (38%), молочные продукты (35%) и рыбу (31%).

 

Выборка исследования

С 21 по 23 января было опрошено 1400 человек. Из них 45% — мужчины, 55% — женщины. Возраст: 18–30 лет — 24%, 31–45 лет — 34%, 46–55 лет — 23%, больше 55 лет — 19%. Распределение по федеральным округам: ЦФО — 29%, СЗФО — 11%, ЮФО — 11%, СКФО — 4%, ПФО — 19%, УФО — 9%, СФО — 13%, ДВФО — 4%. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не превышает 2,6%.    

Популярные материалы