Литр не литр, или несколько слов о шринкфляции
Новость о новых упаковках с девятью яйцами в российских магазинах разнеслась по интернету и заставила многих снова заговорить о таком явлении, как «шринкфляция». Так называют снижение производителем веса товара в упаковке при сохранении цены. В новом исследовании мы выясняем, когда россияне заметили это явление, как они к нему относятся и изменило ли оно их потребительские привычки.
Результаты исследования
Как показали результаты исследования, подавляющее большинство россиян (93%) обращают внимание на необычные фасовки продуктов, например, молоко по 930 мл или плитки шоколада по 85 граммов. Причем больше половины из них (63%) заметили появление таких продуктов на прилавке от 1 года до 3 лет назад, а 16% — гораздо раньше, больше 5 лет назад. И опять же подавляющее большинство россиян (95%) относятся к этому явлению негативно.
Большинство россиян считают, что уменьшение продукта в упаковках характерно в основном для молочных продуктов (65%), круп (47%), а также чая и кофе (37%).
Всего же на вес и количество продукта в упаковке обращают внимание 97% покупателей. Причем ровно половина из них делают это каждый раз при покупке товаров, 32% — время от времени, а 7% — только при покупке товаров новой марки.
Главная причина уменьшения привычного веса, объема или количества товаров, по мнению россиян, связана с тем, что производители наживаются на потребителях — так считают 53% опрошенных. Еще 43% считают, что производители идут на это, чтобы не отпугивать потребителей возрастающей ценой на товары, 24% — что их толкают на это условия рынка, а 23% уверены, что это происходит в сговоре с государством для сокрытия реальных темпов инфляции.
Добавим, что абсолютное большинство россиян (75%) не согласились с тем, что стали чаще приобретать те или иные продукты, несмотря на уменьшение их объема. Однако 15% отметили, что стали чаще покупать молоко, 10% — крупы, 8% — чай и кофе.
В целом же при походе в продуктовый магазин 33% опрошенных нами россиян высчитывают стоимость одного килограмма продукта, цена на который указывается за упаковку. Еще 57% делают это время от времени в зависимости от товара. И лишь 10% не ведут таких подсчетов никогда. Чаще всего россияне самостоятельно считают цену на приобретенные колбасы и сосиски (52%), мясо (45%), крупы (38%), молочные продукты (35%) и рыбу (31%).
Выборка исследования
С 21 по 23 января было опрошено 1400 человек. Из них 45% — мужчины, 55% — женщины. Возраст: 18–30 лет — 24%, 31–45 лет — 34%, 46–55 лет — 23%, больше 55 лет — 19%. Распределение по федеральным округам: ЦФО — 29%, СЗФО — 11%, ЮФО — 11%, СКФО — 4%, ПФО — 19%, УФО — 9%, СФО — 13%, ДВФО — 4%. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не превышает 2,6%.