Итоги года по главным трендам-2023. Большой опрос
Опросили россиян и подвели итоги по главным трендам в медиапространстве и digital-технологиях. В нашем материале – метавселенные, нейросети, ChatGPT, Telegram и многое другое.
В исследовании участвовали работающие россияне с доходом выше 50 тысяч рублей, которые следят за новостями. Большинство (65%) респондентов узнают новости в социальных сетях, по телевизору – 60%, на новостных сайтах – 58%, информационных ресурсах – 52%, и по радио – 22%.
Telegram
«Telegram – новые СМИ» – с этим утверждением согласны 74% участников исследования. Мессенджером его считают 49%, а полноценной социальной сетью – 51%. Это не помешало большинству респондентов назвать его мессенджером года – так считают 65% респондентов. На втором месте – What’sApp (29%), и на третьем – Viber c 2%.
Сторис
Также в этом году Telegram запустил функцию сторис. Большинство опрошенных (61%) в целом просматривают видео в мессенджере, 39% – воздерживаются. Из них 34% делают это время от времени, 14% – раз в день, а 13% – один раз в неделю. Реакции на сторис в целом ставят 57% пользователей.
Больше половины (60%) опрошенных назвали сторис инструментом для коммуникации с подписчиками, почти треть (29%) – новым популярным форматом трансляции информации, а 11% – пережитком прошлого. Подробнее о сторис и другом функционале Telegram читайте в нашем большом исследовании, посвященном популярному мессенджеру.
Ребрендинг
Многие бренды ушли из России или сменили название. Самый громкий пример – с McDonald's, который теперь называется «Вкусно – и точка». Мы спросили респондентов, как они оценивают ребрендинг известных компаний. Большинство (61%) опрошенных находят изменения удачными, а 74% уже привыкли к новым названиям.
Также половина (50%) считают, что новые бренды должны называться только на русском языке, 23% – против этого, а 27% в целом безразлично, на каком языке звучит и пишется название бренда. И все-таки 40% россиян скучают по привычным зарубежным брендам, и чаще всего не хватает H&M, Adidas и Zara.
Генерация изображений нейросетью
Сгенерированные нейросетями картинки и аватарки видели большинство (90%) опрошенных россиян, из них 36% сами генерировали изображения. Самые популярные стили для создания артов, согласно нашему опросу – детальное фото (38%), цифровая живопись (32%) и киберпанк (27%).
Голосовые помощники (Алиса, Siri, Маруся, Олег и пр.)
Голосовые помощники, вроде Алисы от Яндекса, все привычнее россиянам: ими пользуются 80% опрошенных, а 90% считают голосовые помощники удобной технологией. Это неудивительно: искусственный интеллект помогает человеку тратить меньше времени на рутинные скучные задачи. Многие россияне имеют дома устройства для «умного дома», вроде робота-пылесоса, а 92% доверили бы уборку и другие домашние дела многофункциональному роботу-помощнику.
ChatGPT
Одним из ярких событий уходящего года стал ChatGPT, отдельное исследование о котором можно прочитать здесь. В мае, по данным нашего опроса, только 13% россиян подробно интересовались ChatGPT, и еще 44% что-то слышали о нем. К концу года цифра составила 57%, из них 39% пользовались ChatGPT.
Кино
Мы спросили у респондентов, заметили ли они изменения в индустрии кино за 2023 год. Большинство (71%) отметили изменения, при этом 40% опрошенных отметили улучшения, а 31%, напротив, считают, что индустрия кино не порадовала новыми картинами. Новинки кино большинство (64%) россиян смотрели дома, например в онлайн-кинотеатре, 19% оценили новые фильмы в кинотеатре своего города. После ухода из России стриминговых сервисов Netflix и Megogo рост показали отечественные сервисы вроде «Кинопоиска» и IVI – подробнее о любимых киносервисах россиян читайте здесь.
Биоэквайринг
Большинство россиян (86%) считают, что к оплате лицом или с помощью другой биометрии должна быть привязана двухфакторная идентификация, при этом пользовались биоэквайрингом всего 19% респондентов. По мнению 60% россиян, такой способ оплаты будет распространен в будущем.
Метавселенные
О существовании игровых метавселенных знает более половины (58%) опрошенных, а проводят там время, в том числе в играх типа Roblox – 7%. При этом рекламу в виртуальных пространствах замечает абсолютное большинство пользователей – 82%. Метавселенные будут набирать популярность – так считают 70% россиян.
Маркировка рекламы
Также мы отдельно спросили маркетологов, пиарщиков и рекламщиков, слышали ли они об изменениях в рекламе и необходимости её маркировки. Абсолютное большинство (92%) знакомы с новым законом, а 41% сами занимались маркировкой рекламы в 2023 году. Принятие поправок в закон о рекламе повлияло на разные аспекты SMM-коммуникации, в том числе и на блогерские интеграции – подробнее читайте в опросе SMM-менеджеров.
Для респондентов 2023 год прошел вполне неплохо, в среднем на 7 баллов из 10.
Результаты исследования в диаграммах:
Выборка исследования
С 30 ноября по 10 декабря с помощью онлайн-панели Anketolog.ru было опрошено более 1400 работающих россиян с ежемесячным доходом от 50 тысяч рублей, которые следили за новостями в этом году. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не превышает 2,5%.