Искусственный разум: 82% россиян готовы взаимодействовать с роботами
Нейросети уже умеют рисовать картины, диагностировать болезни и даже писать дипломные работы для студентов, как это сделал ChatGPT. Отметим, что 53% россиян хотели бы воспользоваться этим чат-ботом.
На волне развития искусственного интеллекта доступнее становится концепция «интернета вещей» (IoT) или «умного дома». Согласно ей, домашняя электроника способна объединиться в сеть и работать без участия человека. Как, например, дом Тони Старка из фильма «Железный человек», в котором есть температурные и погодные датчики, освещение, управляемое голосовым помощником, мощная система защиты. Многие россияне уже пользуются smart-техникой: наиболее популярны робот-пылесос и «умная» колонка.
Более того, в мире происходит активное развитие робототехники, прежде всего на производстве. Старение населения и пандемия увеличили спрос на промышленных роботов: за последние семь лет их количество увеличилось вдвое. Так, на сегодняшний день в мире эксплуатируется 3,5 млн промышленных роботов, а их средняя плотность составляет 141 на 10 тыс. сотрудников (данные International Federation of Robotics).
Еще одна отрасль развития робототехники – сервисные роботы, или роботы-помощники. Это автономные устройства, которые выполняют полезную работу для людей в повседневной и профессиональной жизни. Такие роботы способны развиваться и совершенствоваться благодаря нейросетям.
pepperPEPPER – робот-друг
Аппарат ростом 120 см выполняет бытовые задачи от уборки до охраны помещения. Разработчики подчеркивают, что робот в большей степени предназначен для общения. Pepper умеет распознавать человеческие эмоции и взаимодействовать с людьми. Например, если человек плачет, он пытается его утешить, а если скучает — то развеселить. А итальянские ученые даже научили Пеппера озвучивать мысли, которые формирует у него искусственный интеллект.
promobotPROMOBOT
Из российских разработок аналогом Пеппера является Промобот. Он тоже умеет распознавать лица и поддержать несложный разговор. Однако, в отличие от своего японского коллеги Пеппера, Промобот может использоваться в общественных пространствах. Это робот-экскурсовод, робот-консультант в МФЦ, робот-учитель и даже робот-полицейский.
moxiMOXI – робот-медсестра
Робот от компании Diligent Robotics – помощник младшего медицинского персонала. Moxi может разносить лекарства, доставлять анализы в лабораторию и выполнять другие несложные поручения. В результате он способен взять на себя около трети всей нагрузки, возложенной на младший медицинский персонал.
Пока что ассортимент роботов-помощников не разнообразен, поскольку это слишком дорогое решение для одного домохозяйства. К тому же люди не хотят пускать роботов в личное пространство. Половина россиян видят проблему в том, что «умные» устройства, становятся все более автоматизированными, и человек может совсем потерять над ними контроль.
В то же время 82% опрошенных россиян готовы взаимодействовать с роботами – об этом мы узнали в новом исследовании.
78% воспринимают роботов-помощников положительно
В опросе участвовали россияне, которые хотя бы что-то слышали о роботах-помощниках – 92% от общего числа опрошенных, причем 27% подробно интересовались темой.
В целом 78% респондентов воспринимают роботов-помощников скорее положительно. Такой робот есть у 21% опрошенных, еще 26% хотели бы иметь технологичного помощника.
В каких сферах нужны роботы-помощники? Мнение россиян
Абсолютное большинство (82%) опрошенных готовы взаимодействовать с роботами. Так, 69% восприняли бы положительно робота-грузчика, 64% – курьера, 59% – официанта. Более половины (58%) готовы взаимодействовать с кассиром-роботом, 54% – с консьержем, 50% – консультантом в магазине, 42% – с роботом-пожарным. Также 38% считают, что робот вполне может выполнять обязанности хостес, а 37% отметили профессию диагноста.
Более того, 35% школьников будут не против, если некоторые уроки будут вести учителя-роботы – об этом мы узнали в нашем исследовании, проведенном к 1 сентября.
Мы также выяснили, в каких общественных местах россияне могли бы взаимодействовать с роботами. Большинство (60%) отметили вокзалы и автостанции, 46% – медицинские учреждения, 45% – любые офисные и административные здания. Многие (44%) готовы взаимодействовать с роботами на улице, 41% – в культурно-развлекательных учреждениях, 38% – пунктах питания, и 36% – в транспорте.
Что интересно, 34% россиян уже встречали роботов в общественных местах.
92% респондентов готовы доверить роботу уборку
Также 52% хотели бы, чтобы робот отвечал за безопасность в доме, 37% доверили бы ему ремонт, еще 37% хотят, чтобы робот выполнял развлекательную функцию, а 36% – чтобы он стоял у плиты. Также 32% приобрели бы домашнего робота для общения, и 29% – для ухода за животными.
В то же время россияне находят у роботов и негативные стороны. В открытом вопросе 33% поделились мнением, что у роботов велика вероятность сбоя системы или поломки, 26% считают, что робот все равно не заменит человека, а 14% опасаются, что компьютерное существо может навредить.
Кроме того, 50% отметили, что роботы-помощники слишком дорогие, проще выполнять домашнюю работу самому.
Боятся ли россияне роботов?
По мнению 76% россиян, роботы безопасны лишь до тех пор, пока они работают по алгоритму и не могут принимать решения самостоятельно. В то же время 63% считают, что искусственный интеллект не может самостоятельно замыслить что-то плохое, а 74% – что роботы полезны, потому что они могут заменить человека в рутинной или опасной для жизни работе.
В целом 75% россиян нравится быть в курсе научно-технического прогресса. Как наши соотечественники относятся к другим современным технологиям – смотрите в нашей инфографике.
Выборка исследования
С 6 по 8 сентября с помощью онлайн-панели Anketolog.ru было опрошено 1947 россиян старше 18 лет, знающих о существовании роботов-помощников. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не превышает 2,5%.