Технологии 02 декабря 2022

Без лица: 42% россиян негативно относятся к дипфейкам. Исследование

Популярность дипфейков набирает обороты – во «ВКонтакте» появилось приложение, с помощью которого пользователи могут примерить лица знаменитостей. А недавно Владимиру Путину на выставке проектов искусственного интеллекта продемонстрировали дипфейк канцлера Германии Олафа Шольца, который цитирует Данилу Багрова на немецком.

Что такое дипфейки, как их распознать и как к данной технологии относятся россияне – в новом исследовании «Анкетолога».

 

 

Дипфейк (deepfake) – реалистичная подмена фото-, аудио- и видеоматериалов, созданная с помощью нейросетей. Как правило, люди используют видео с лицом и голосом другого человека.


Нейронная сеть – это метод в искусственном интеллекте, который учит компьютеры обрабатывать данные таким же способом, как и человеческий мозг. Задачи, которые решает нейросеть – классификация, предсказание и распознавание.

 

Первые дипфейки появились в 2017 году, когда пользователь Deepfakes выложил на Reddit видео для взрослых, где лица актеров были заменены на голливудских звезд. Технология быстро стала популярной в сети: в 2018 году с помощью приложения FakeApp американский актер Николас Кейдж был помещен в фильмы, в которых никогда не снимался.

Несовершенные, но веселые видео стали вирусными среди пользователей соцсетей. Технология ушла в массы, породив тренд на создание таких видео шедевров. Так, Арнольд Шварценеггер «сыграл» всех персонажей во «Властелине колец», а Илон Маск «исполнил» песню «Трава у дома». А в прошлом году Брюс Уиллис «появился» в рекламе российской компании – «Мегафон». Причем многие наши соотечественники до сих пор уверены, что в съемках принял участие знаменитый актер. 

Технология замены лиц становится всё более доступной, хотя еще пару лет назад нужны были серьезные ресурсы, чтобы сделать дипфейк реалистичным. На данный момент, есть масса открытых сервисов, которые могут улучшить качество изображения настолько, чтобы имитировать звонок по видео от известного человека или генерировать контент для взрослых, используя фотографию вашего лица. Таким образом, дипфейки – не только веселая забава, но и новый инструмент в руках мошенников. Так, согласно нашему опросу, у 69% россиян есть опасения, что современные технологии могут использоваться во вред людям.

 

Как понять, что перед вами дипфейк?

Бороться с обманом призваны алгоритмы, которые могут быстро и эффективно выявить обман: даже продвинутые нейросети не умеют создавать на 100% реалистичные зрачки, хотя обычно эти изъяны практически незаметны. Эксперты также выделяют несколько критериев, благодаря которым можно «вычислить» дипфейк:

  • несоответствие цвета кожи или чрезмерная гладкость
  • плохая четкость изображения, которое может даже мерцать
  • часто неправильная перспектива и несоответствие теней
  • черты лица нечеткие, плохо воспроизводят мимику

Кроме того, с дипфейками борются государственные органы, форсируя разработку дипфейк-детекторов. Существует и запрет на размещение роликов с данной технологией: дипфейки не поддерживают такие платформы, как Twitter и Facebook. А в США нельзя использовать дипфейки для вмешательство в выборы.

Если говорить о России, то совсем недавно соцсеть «ВКонтакте» запустила новое приложение с функцией дипфейка, которое позволяет примерить на себя лицо Егора Крида или Ольги Бузовой. Сгенерированные ролики помечаются специальным вотермарком при экспорте на другие площадки, чтобы пользователи могли без проблем отличить дипфейк-видео от роликов с реальными знаменитостями. 

 

Как россияне воспринимают дипфейки?

Современные технологии развиваются очень стремительно, и с этим согласны наши соотечественники. В среднем опрошенные россияне оценивают темпы научно-технического прогресса на 7,72 балла из 10, причем оценку 8-10 баллов поставили 61% респондентов.

Абсолютное большинство россиян (75%) нравится быть в курсе современных технологий, 21% не следят за их развитием, а 4% настроены к этой информации негативно. Что касается именно технологии «дипфейк», о ней хорошо осведомлены только 8% наших соотечественников, 23% что-то слышали, но не вникали в смысл. Большинство (59%) же ответили, что почти ничего не знают о дипфейках.

В опросе мы кратко объяснили респондентам, что такое дипфейк, и спросили, как они относятся к технологии. Большая часть опрошенных (42%) выразили к ним негативное отношение, еще 40% – нейтрально. Положительно воспринимают дипфейки только 16%. При этом благосклонны к технологии чаще молодые люди и респонденты, которые хорошо осведомлены о том, что это такое (подробные данные – в диаграммах ниже).

Мы также выяснили, насколько, по мнению россиян, дипфейки полезны в киноиндустрии и рекламе. В целом опрошенные оценили их пользу на 5 баллов из 10. И снова более высокий балл ставил респонденты, хорошо осведомленные о технологии, и молодые люди.

По мнению большинства опрошенных россиян (66%), технология создания дипфейков с течением времени будет набирать популярность. А 17%, напротив, считают их лишь временным явлением.

 

Результаты исследования в диаграммах:

Нравится ли вам быть в курсе современных технологий?
Известна ли вам технология «дипфейк»?
Как вы относитесь к использованию технологии «дипфейк»?
Как вы относитесь к использованию технологии «дипфейк»?
Как вы относитесь к использованию технологии «дипфейк»?
В основном дипфейки используется в киноиндустрии и рекламе. Оцените по 10-балльно шкале, насколько, по вашему мнению, полезна технология в данных сферах?
По вашему мнению, будут ли «дипфейки» использоваться в будущем или это временная технология, которая перестанет быть востребованной?
Есть ли у вас опасения, что новые технологии могут использоваться во вред людям?

 

Выборка исследования

С 24 по 25 ноября с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1968 россиян старше 18 лет. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не превышает 2,5%.

Популярные материалы