Алиса, как дела? В каких случаях россияне обращаются к голосовым ассистентам
Большинство интернет-пользователей хотя бы иногда обращаются к голосовым помощникам, однако лишь 14% регулярно отдают им команды. Рассказываем, каких голосовых ассистентов чаще всего используют россияне, в каких случаях просят их помочь и почему некоторые обходят стороной эту технологию.
Мы опросили интернет-пользователей, на устройствах которых есть функция голосового поиска. Так, в целом 72% из них ответили, что используют эту опцию: 14% делают это регулярно, еще 58% — время от времени.
При этом абсолютное большинство респондентов (79%) пользуются голосовым поиском на смартфоне. Четверть (25%) — на планшете, по 22% — на ноутбуке и навигаторе, 20% — на телевизоре или ТВ-приставке. Обращаются к этой функции на смарт-колонках 18%, в компьютере — 16%, в смарт-часах — 14%. Также 10% ответили, что с помощью голоса управляют автомобилем, 5% — освещением, а 4% — крупной бытовой техникой.
Среди же опрошенных, которые не используют функцию голосового поиска, 44% назвали основной причиной этого неудобство. Чуть меньшее количество респондентов (42%) не видят в этом смысла, 38% привыкли вводить запросы вручную, 33% не хотят, чтобы их слышали окружающие, а 21% просто забывают, что у их устройства есть такая функция.
Какой голосовой помощник популярнее у россиян
Наиболее популярным голосовым помощником у российских интернет-пользователей стала Алиса от компании «Яндекс» — хотя бы иногда ее используют 65% опрошенных. Также 28% обращаются к Google Assistant, 18% — к Siri от Apple, 8% — к Марусе, созданной Mail.ru Group. Кроме того, 7% сообщили, что отдают голосовые команды Салюту в приложении «Сбербанка», а по 3% — Cortana на устройствах с системой Microsoft и Олегу в сервисах группы «Тинькофф».
Мы также спросили респондентов, каким голосовым помощником они пользуются чаще всего. Наиболее востребованной оказалась также Алиса — ее выбирают 65% опрошенных. Еще 15% отдают предпочтение Google Assistant, 12% — Siri, 2% — Марусе. Другие сервисы выбирали менее 2% опрошенных.
Используют голосового помощника наиболее часто также на смартфоне (84%). Значительно реже респонденты обращаются к нему при использовании ноутбука (19%), планшета (16%), навигатора (13%), смарт-колонки, телевизора (по 10%) и других устройств.
Когда нет времени или не с кем поговорить
Самая распространенная цель обращения к голосовым ассистентам — поиск информации в интернете (70%). Также 36% прибегают к их помощи, когда хотят узнать погоду, 34% — когда используют карты или навигацию, 31% — ищут музыку или подкасты.
В целом половина опрошенных (50%) отдают команды голосовому помощнику, если не хотят набирать текст, по 44% — если нет времени его вводить и нужно быстро получить информацию, более трети (36%) — когда заняты руки, 29% — для развлечения. Кроме того, 25% используют голосового ассистента за рулем, 11% — при каждом удобном случае, а 9% — когда просто хотят поговорить.
Заметим, что многие респонденты (55%) допускают: в будущем голосовые помощники могут стать полноценными собеседниками, способными не только выполнять команды, но и восполнить недостаток общения для человека. Однако этот показатель оказался меньше, чем в исследовании, которое мы проводили два года назад — тогда считали, что голосовые ассистенты смогут заменить полноценного собеседника, в целом 62% опрошенных.
Выборка исследования
С 21 по 23 июля с помощью онлайн-панели было опрошено 1600 человек старше 18 лет. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95% доверительной вероятности не превышает 2,5%.