Метавселенные будут набирать популярность – так считают 70% россиян. Исследование
В последние годы термин «метавселенная» слышно практически отовсюду: начиная от игр, типа Minecraft или Fortnite, до приложений для бизнес-встреч в виртуальных комнатах с помощью VR-очков, например Engage или MeetinVR. Мы решили разобраться, что такое метавселенные, многие ли россияне знают об этой технологии и как относятся к ней.
Так что же это такое? Метавселенная как идея появилась в 1992 году в романе Нила Стивенсона «Лавина» (Snowcrash). По сюжету книги в XXI веке привычный нам интернет заменяет киберпространство «Метавселенная». Теперь здесь можно не только получать и хранить информацию, но и жить. Здесь можно иметь любой дом, машину и внешность. Все это напоминает трехмерный игровой мир, в котором невозможно умереть, но можно лишиться своего аватара. Кстати, «аватар» – это ещё одно новое понятие, которое подарила нам эта книга.
Рассуждать о том, какими будут метавселенные в будущем – то же самое, как люди в 90-х фантазировали, какие изменения в жизнь принесет интернет. Сейчас ещё никто точно не знает, как будет выглядеть взаимодействие между реальностью и метавселенной, но многие ориентируются на еще один популярный роман «Первому игроку приготовиться» Эрнеста Клайна, который вышел в 2011 году. В центре сюжета Оазис – виртуальная реальность, в которую погружены жители планеты через специальное VR-оборудование. В киберпространстве они учатся, общаются с друзьями и зарабатывают внутриигровую валюту – «кредиты».
На данный момент наиболее близкий пример к понятию «метавселенная» – игра Pokémon GO: она объединяет физический и виртуальный миры с возможностью полного или частичного взаимодействия с населением и объектами этих миров. При наведении камеры телефона на объекты из реального мира поверх них появляется новый мир, населенный покемонами, которых вы должны поймать по сюжету игры.
Изображение: igronews.com
Но Pokémon GO – это лишь одна вселенная. А будущая метавселенная будет включать в себя тысячи таких игр и не только. Образовательные программы, виртуальные офисы, показы, магазины, тест-драйвы новых авто – это лишь вершина айсберга.
Существуют ли метавселенные сейчас?
Сегодня полноценных метавселенных не существует, но десятки компаний в мире ведут их разработку. От игровых и IT-гигантов типа Microsoft и Roblox, до известных брендов, например, Adidas и Prada. Кроме того, для её запуска требуются другие технологии, которые сейчас активно развиваются: VR- и AR-, NFT, криптовалюты, система проверки подлинности личности и другие.
Несмотря на это, метавселенная уже не просто фантазия писателей. Это технология, которая изменит наши жизни, как когда-то было с интернетом и смартфонами. В будущем у каждого из нас появится свой «аватар» сразу во множестве виртуальных миров.
Как россияне воспринимают метавселенные
С помощью онлайн-панели Anketolog.ru мы опросили около 2 тысяч россиян и узнали, как они относятся к метавселенным. Оказалось, что почти половина (46%) ничего не знают об этой технологии, 36% что-то слышали о ней, а 8% осведомлены достаточно хорошо. Отметим, что молодежь 18-30 лет и респонденты с высоким уровнем дохода чаще всего отвечали, что хотя бы что-то знают о метавселенных и что хорошо разбираются в этой теме. Подробные данные смотрите в диаграммах ниже
В опросе мы кратко объяснили респондентам, что такое метавселенные, и спросили, как они относятся к технологии. Большая часть участников исследования (44%) выразили к ним нейтральное отношение, а 39% – положительное. Негативно воспринимают метавселенные 17%. При этом хорошо относятся к данной технологии чаще всего респонденты 18-30 лет (52%).
По мнению большинства опрошенных россиян (70%), метавселенные с течением времени будут набирать популярность. А 17%, напротив, считают их лишь временным явлением.
Выборка исследования
С 24 по 25 ноября с помощью онлайн-панели Anketolog.ru было опрошено 1968 россиян старше 18 лет. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не превышает 2,5%.