Лишний вес и критика знакомых: почему россияне недовольны своей внешностью
Около половины опрошенных россиян недовольны своим внешним видом. Некоторые даже уверены, что добились бы больших успехов в жизни, имея более привлекательную внешность. Рассказываем, что россиян не устраивает в себе, от кого они чаще всего слышат критику и что думают о стандартах красоты.
Согласно исследованию, около половины россиян (43%) в целом недовольны своей внешностью в настоящий момент: 8% уверенно заявляют об этом, а 35% склоняются к такому мнению. Чаще всего причиной этого они называют избыточный вес — так ответили 66% опрошенных, которых не устраивает их внешний вид. Многим респондентам (58%) не нравится состояние своих зубов, по 45% — состояние кожи лица и фигура. Также 41% не устраивает, в каком состоянии находятся их волосы, а 30% — кожа в целом.
Что интересно, гораздо большее количество респондентов (78%) ответили, что имеют некоторые недостатки во внешности, которые хотели бы исправить. Причем чаще так отвечали женщины (85% против 70% мужчин) и респонденты 18-30 лет. Большая часть опрошенных, которые хотели бы что-то изменить в своем внешнем виде (38%), пытаются скрыть недостатки, подбирая правильную одежду. Также треть (33%) занимаются спортом, чтобы устранить их, 31% стараются не концентрироваться на несовершенствах, 25% — принимать себя таким, какой есть, 24% — находить достоинства. Кроме того, 24% исправляют недостатки во внешности при помощи макияжа, а 21% — диеты.
Зачем россияне стараются лучше выглядеть
Мы спросили мнение респондентов, по каким причинам люди заботятся о своем внешнем виде. Так, абсолютное большинство (72%) ответили — чтобы уверенно себя чувствовать, 51% — отдалить возрастные изменения, 40% — произвести впечатление на противоположный пол, 39% — избавиться от комплексов, а 32% — привлечь внимание. Отметим, что женщины чаще отвечали: таким образом люди хотят чувствовать себя увереннее, сохранить молодость и избавиться от комплексов. Мужчины же чаще считают, что люди делают это, чтобы привлечь внимание и произвести впечатление на противоположный пол.
В целом, по мнению абсолютного большинства россиян (84%), успех человека в современном мире зависит от его внешнего вида: уверены в этом 29% опрошенных, а 55% склоняются к такому ответу. Кроме того, около половины (47%) считают, что имея более привлекательную внешность, они могли бы быть более успешными в отношениях с противоположным полом. Также 31% респондентов думают, что если бы они выглядели лучше, то смогли бы добиться большего успеха в трудоустройстве, 27% — в карьерном росте, 22% — семейных отношениях.
Отметим, что россияне чаще слышат комплименты в адрес собственной внешности, нежели критику. Так, 71% опрошенных когда-либо получали приятные комментарии от членов семьи, 75% — от друзей или знакомых, а 73% — от партнера.
Однако более половины опрошенных (51%) признались, что сталкивались и с критикой членов семьи в адрес своего внешнего вида. Также 43% приходилось слышать негативную оценку от партнера, а 41% — от друзей и знакомых. Что интересно, опрошенные чаще слышат критику от людей своего пола (43%), чем противоположного (34%). С комплиментами же все наоборот — их чаще получают как раз от представителей другого пола.
Сила стандартов красоты
В целом 81% опрошенных россиян считают, что сегодня существуют общепринятые стандарты красоты, которые влияют на восприятие внешности человека. При этом 37% респондентов согласны, что они быстротечны, поэтому не стоит им следовать, 32% — что следование стандартам красоты не позволяет принимать свою внешность такой, какая она есть. Также 30% считают, что несоответствие им вызывает стресс и формирует комплексы, а 28% — что сегодня особенно сильно ощущается их давление на принятие своей внешности.
Мы также спросили у респондентов, как они относятся к рекламе, в которой изображены люди с нестандартной внешностью или проблемами во внешнем виде. Так, мнения разделились почти поровну: положительно ее оценивают 47% опрошенных, а отрицательно — 53%. Однако отношение к такой рекламе сильно отличается в разрезе возраста и пола респондентов. Положительно относятся к подобной рекламе в большей мере женщины (54%), чем мужчины (37%). Также она заметно чаще нравится молодежи — 70% людей 18-30 лет против 22% опрошенных старше 55 лет.
Выборка исследования
С 17 по 18 февраля с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1900 россиян старше 18 лет. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95% доверительной вероятности не превышает 2,5%.