Общество 18 февраля 2021 398

Лишний вес и критика знакомых: почему россияне недовольны своей внешностью

Около половины опрошенных россиян недовольны своим внешним видом. Некоторые даже уверены, что добились бы больших успехов в жизни, имея более привлекательную внешность. Рассказываем, что россиян не устраивает в себе, от кого они чаще всего слышат критику и что думают о стандартах красоты.

 

 

Согласно исследованию, около половины россиян (43%) в целом недовольны своей внешностью в настоящий момент: 8% уверенно заявляют об этом, а 35% склоняются к такому мнению. Чаще всего причиной этого они называют избыточный вес — так ответили 66% опрошенных, которых не устраивает их внешний вид. Многим респондентам (58%) не нравится состояние своих зубов, по 45% — состояние кожи лица и фигура. Также 41% не устраивает, в каком состоянии находятся их волосы, а 30% — кожа в целом.

Что интересно, гораздо большее количество респондентов (78%) ответили, что имеют некоторые недостатки во внешности, которые хотели бы исправить. Причем чаще так отвечали женщины (85% против 70% мужчин) и респонденты 18-30 лет. Большая часть опрошенных, которые хотели бы что-то изменить в своем внешнем виде (38%), пытаются скрыть недостатки, подбирая правильную одежду. Также треть (33%) занимаются спортом, чтобы устранить их, 31% стараются не концентрироваться на несовершенствах, 25% — принимать себя таким, какой есть, 24% — находить достоинства. Кроме того, 24% исправляют недостатки во внешности при помощи макияжа, а 21% — диеты.

 

Зачем россияне стараются лучше выглядеть

Мы спросили мнение респондентов, по каким причинам люди заботятся о своем внешнем виде. Так, абсолютное большинство (72%) ответили — чтобы уверенно себя чувствовать, 51% — отдалить возрастные изменения, 40% — произвести впечатление на противоположный пол, 39% — избавиться от комплексов, а 32% — привлечь внимание. Отметим, что женщины чаще отвечали: таким образом люди хотят чувствовать себя увереннее, сохранить молодость и избавиться от комплексов. Мужчины же чаще считают, что люди делают это, чтобы привлечь внимание и произвести впечатление на противоположный пол.

В целом, по мнению абсолютного большинства россиян (84%), успех человека в современном мире зависит от его внешнего вида: уверены в этом 29% опрошенных, а 55% склоняются к такому ответу. Кроме того, около половины (47%) считают, что имея более привлекательную внешность, они могли бы быть более успешными в отношениях с противоположным полом. Также 31% респондентов думают, что если бы они выглядели лучше, то смогли бы добиться большего успеха в трудоустройстве, 27% — в карьерном росте, 22% — семейных отношениях.

Отметим, что россияне чаще слышат комплименты в адрес собственной внешности, нежели критику. Так, 71% опрошенных когда-либо получали приятные комментарии от членов семьи, 75% — от друзей или знакомых, а 73% — от партнера.

Однако более половины опрошенных (51%) признались, что сталкивались и с критикой членов семьи в адрес своего внешнего вида. Также 43% приходилось слышать негативную оценку от партнера, а 41% — от друзей и знакомых. Что интересно, опрошенные чаще слышат критику от людей своего пола (43%), чем противоположного (34%). С комплиментами же все наоборот — их чаще получают как раз от представителей другого пола.

 

Сила стандартов красоты

В целом 81% опрошенных россиян считают, что сегодня существуют общепринятые стандарты красоты, которые влияют на восприятие внешности человека. При этом 37% респондентов согласны, что они быстротечны, поэтому не стоит им следовать, 32% — что следование стандартам красоты не позволяет принимать свою внешность такой, какая она есть. Также 30% считают, что несоответствие им вызывает стресс и формирует комплексы, а 28% — что сегодня особенно сильно ощущается их давление на принятие своей внешности.

Мы также спросили у респондентов, как они относятся к рекламе, в которой изображены люди с нестандартной внешностью или проблемами во внешнем виде. Так, мнения разделились почти поровну: положительно ее оценивают 47% опрошенных, а отрицательно — 53%. Однако отношение к такой рекламе сильно отличается в разрезе возраста и пола респондентов. Положительно относятся к подобной рекламе в большей мере женщины (54%), чем мужчины (37%). Также она заметно чаще нравится молодежи — 70% людей 18-30 лет против 22% опрошенных старше 55 лет.

 

Можете ли Вы сказать, что довольны своим внешним видом сегодня?
Одиночный выбор
Укажите, пожалуйста, по каким причинам Вы недовольны своим внешним видом:
Множественный выбор, % опрошенных, которые недовольны своим внешним видом
Имеются ли у Вас какие-либо недостатки во внешнем виде, которые Вы хотели бы исправить/устранить?
Одиночный выбор
Имеются ли у Вас какие-либо недостатки во внешнем виде, которые Вы хотели бы исправить/устранить?
Одиночный выбор
Имеются ли у Вас какие-либо недостатки во внешнем виде, которые Вы хотели бы исправить/устранить?
Одиночный выбор
Укажите, пожалуйста, предпринимаете ли Вы какие-либо действия по исправлению/устранению недостатков в своей внешности:
Множественный выбор, % опрошенных, предпринимающих какие-либо действия по исправлению/устранению недостатков в своей внешности
Хотели бы Вы выглядеть лучше, чем сейчас?
Одиночный выбор
Как Вы считаете, по каким причинам люди стараются лучше выглядеть?
Множественный выбор
Как Вы считаете, по каким причинам люди стараются лучше выглядеть?
Множественный выбор
Как Вы считаете, по каким причинам люди стараются лучше выглядеть?
Множественный выбор
Стали ли Вы за последний год больше внимания уделять своему внешнему виду (например, стали ходить в спортзал, тщательно подбираете гардероб, стали посещать косметолога и др.)?
Одиночный выбор
Сравниваете ли Вы себя (свой внешний вид) с другими людьми своего пола?
Одиночный выбор
Сравниваете ли Вы себя (свой внешний вид) с другими людьми своего пола?
Одиночный выбор
Укажите, пожалуйста, приходилось ли Вам когда-либо слышать критику собственной внешности от других людей:
Укажите, пожалуйста, приходилось ли Вам когда-либо слышать слова похвалы/восхищения в адрес собственной внешности от других людей:
Заставила ли Вас критика со стороны других людей усомниться в собственной внешности?
Одиночный выбор, % опрошенных, когда-либо слышавших критику собственной внешности
Заставили ли Вас слова похвалы/восхищения в адрес собственной внешности со стороны других людей почувствовать себя более уверенно/привлекательно?
Одиночный выбор, % опрошенных, когда-либо слышавших слова похвалы/восхищения в адрес собственной внешности
На Ваш взгляд, успех человека в современном мире зависит от его внешнего вида?
Одиночный выбор
Приходилось ли Вам когда-либо сталкиваться с проблемами из-за своего внешнего вида?
Одиночный выбор
Если бы Вы выглядели лучше, чем в настоящий момент, то в каких сферах, по Вашему мнению, Вы смогли бы добиться большего успеха?
Множественный выбор
Как Вы считаете, существуют ли сегодня общепринятые стандарты красоты, в соответствии с которыми в обществе формируется восприятие внешности?
Одиночный выбор
Отметьте, пожалуйста, те суждения о стандартах красоты, с которыми Вы согласны в большей степени:
Множественный выбор
Как Вы относитесь к рекламе, в которой изображены люди с нестандартной внешностью или проблемами во внешнем виде (неровные зубы, акне, шрамы и растяжки, татуировки, пирсинг, дреды, отсутствие каких-либо конечностей и т.д.)?
Одиночный выбор
Как Вы относитесь к рекламе, в которой изображены люди с нестандартной внешностью или проблемами во внешнем виде (неровные зубы, акне, шрамы и растяжки, татуировки, пирсинг, дреды, отсутствие каких-либо конечностей и т.д.)?
Одиночный выбор
Как Вы относитесь к рекламе, в которой изображены люди с нестандартной внешностью или проблемами во внешнем виде (неровные зубы, акне, шрамы и растяжки, татуировки, пирсинг, дреды, отсутствие каких-либо конечностей и т.д.)?
Одиночный выбор
С какими проблемами, на Ваш взгляд, чаще всего приходится сталкиваться при общении людям с необычной внешностью, которую трудно или практически невозможно скрыть, изменить косметическим или оперативным путем (например, тяжелая стадия акне, альбинизм, витилиго и пр.)?
Множественный выбор

 

Выборка исследования

С 17 по 18 февраля с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1900 россиян старше 18 лет. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95% доверительной вероятности не превышает 2,5%.

 

Популярные материалы