«Яндекс» или VK – где россияне слушают музыку? Опрос пользователей
За последний год в России произошло много изменений в сфере музыкального стриминга: Spotify ограничил доступ, возникли трудности с оплатой Apple Music и YouTube Music из-за ухода платежных систем Visa и Mastercard, а зарубежные правообладатели изымают музыку с отечественных площадок. На фоне этого эксперты ожидают роста отечественного рынка музыкального стриминга, наиболее крупными игроками которого являются «Яндекс Музыка», «VK Музыка», «Звук» (Сберзвук) и «МТС Музыка».
Мы опросили российских пользователей музыкальных стриминговых сервисов. Среди них 42% сожалеют об ограничениях в работе международных площадок, а 40% из-за этого испытывают трудности. В исследовании мы также узнали, где россияне слушают музыку сегодня, многие ли оформляют платную подписку и по каким критериям выбирают сервисы.
Для сравнения смотрите также результаты опроса за 2020 год.
Большинство участников исследования (60%) используют только бесплатные версии музыкальных сервисов, а 10%, напротив, всегда приобретают подписку. Пользуются как бесплатными, так и платными версиями музыкальных площадок 30%.
Платную подписку оформляют чаще всего на «Яндекс.Музыке» (63%). Также 18% пользуются платно сервисом «VK Музыка», а 6% – «МТС Music». Несмотря на сложности с оплатой, 11% приобретают подписку на Apple Music, 6% – YouTube Music (например, оплачивают со счета мобильного телефона). Отметим, что 4% опрошенных обходят блокировку и продолжают пользоваться Spotify, и 1% – платформой Deezer, которая тоже ограничила доступ российским пользователям прошлой весной.
Что касается бесплатных версий сервисов, 44% пользуются «Яндекс.Музыкой», и 41% – YouTube Music. Более четверти (28%) слушают музыку на Zaycev.net, 18% – во «ВКонтакте», 6% пользуются бесплатно МТС Music, 3% оформили пробный период на Apple Music, тоже по 3% слушают музыку на сервисах «Звук» и SoundCloud.
Как оценивают музыкальные сервисы?
Из каталогов отечественных музыкальных стримингов уже исчезли некоторые композиции зарубежных исполнителей и авторов, также не добавляются новые треки и альбомы. Тем не менее пользователи довольно высоко оценивают российские сервисы с точки зрения разнообразия доступной музыки. Также респонденты оценили удобство музыкальных платформ, которыми пользуются. Результаты десятки наиболее популярных сервисов представлен в таблице.
Оцените по 10-балльной шкале, насколько вы довольны: | ||
Разнообразием доступной музыки на сервисе | Удобством сервиса | |
SoundCloud | 8,9 | 9 |
Deezer | 8,8 | 9,2 |
Spotify | 8,8 | 9 |
Звук (СберЗвук) | 8,8 | 8,8 |
Яндекс.Музыка (Yandex Music) | 8,7 | 8,8 |
МТС Music | 8,6 | 8,6 |
Apple Music | 8,6 | 8,8 |
YouTube Music | 8,6 | 8,6 |
Boom (VK Музыка) | 8,5 | 8,5 |
Zaycev.net | 8,2 | 8,3 |
В открытом вопросе пользователи такрассказали, по каким критериям они выбрали для себя определенный музыкальный сервис. Для 39% важно удобство использования, для 28% – широкий ассортимент музыки. Также 12% пользуются конкретным сервисом, потому что привыкли к нему, 10% – потому что он нравится больше других платформ, для 9% важен бесплатный доступ к музыке, 8% – отсутствие ограничений (фоновый режим, офлайн-режим). Приемлемая стоимость подписки привлекла 7%, качественное звучание – 6%, отсутствие рекламы – 4%.
Результаты исследования в диаграммах:
Выборка исследования
С 1 по 3 апреля с помощью онлайн-панели Anketolog.ru было опрошено 1570 россиян старше 18 лет, которые пользуются музыкальными сервисами. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не превышает 2,5%.