Большинство россиян считают любовь к себе полезным чувством
Сервис онлайн-опросов Anketolog.ru выяснил, как россияне относятся к тренду на любовь к себе, как её проявляют, видят ли в этом пользу и замечают ли различие в любви к себе между поколениями.
*Любовь к себе — это безусловное принятие человеком самого себя. Она подразумевает понимание своих потребностей и их реализацию, умение заботиться о себе, а также ощущение комфорта в общении с окружающими. Это способность уважать себя вне зависимости от внешних оценок и принимать себя целиком — со всеми достоинствами и недостатками.
Большинство (92%) опрошенных россиян считают любовь к себе в целом нормальным чувством. Треть из них характеризуют его как «немного эгоистичное, но полезное». Видят в любви к себе признак нарциссизма 4% респондентов, ещё 4% — «модной темой, за которой ничего не стоит».
Больше половины (60%) респондентов в целом готовы признаться, что любят себя. Треть относится к себе нейтрально, а 7% открыто признаются в нелюбви к себе. Женщины чаще мужчин готовы признаться в любви к себе (63% против 51%). Направлять свободный ресурс на себя (36% против 22%), заботиться о себе (66% против 51%) и баловать себя покупками (78% против 62%).
Мы также уточнили, изменилось ли их отношение к себе со временем. Почти половина (48%) отметили, что любят себя так же, как и раньше. Треть опрошенных отметили, что стали любить себя больше, чем раньше.
Треть опрошенных заботятся о себе каждый день, четверть — несколько раз в неделю. Ещё 33% — иногда, 6% — очень редко и 2% — никогда.
Опрошенные проявляют к себе любовь через:
- отдых — 49%
- разрешение заняться тем, что хочется, а не «нужно» — 38%
- покупки/шоппинг — 35%
- заботу о физическом здоровье — 31%
- время в одиночестве — 24%
- заботу о психическом здоровье — 17%
- самоподдержку — 13%
- выход из токсичных отношений — 10%
Также, 74% опрошенных считают тенденцию на любовь и самоподдержку в целом положительным социальным явлением.
Респонденты отметили, что чаще всего на любовь к себе влияет:
- личный опыт — 58%
- друзья и окружение — 36%
- соцсети — 20% (у зумеров — 38%)
- книги, научные источники — 19%
- медиа/телевидение — 11%
- психологи и коучи — 11%
84% замечают различия в любви к себе между поколениями
Большинство (84%) опрошенных замечают, как разные поколения по-разному относятся к любви к себе. Из них 51% отмечают сильные различия. Большинство (67%) убеждены, что больше всего любят себя зумеры. В этом есть доля правды, в случае появления дополнительных ресурсов, они чаще других поколений склонны потратить их на свои личные нужды (36%). Также зумеры склонны чаще покупать себе что-либо просто так (72%). Кроме того, они чаще других поколений регулярно заботятся о себе, и склонны считать, что любовь к себе помогает им в карьере.
В теории поколений предполагается, что установки формируются под воздействием исторического и культурного контекста. В СССР любовь к себе растворялась в идеологии и коллективной идентичности: ценились труд, самоотверженность, и «другие» были важнее «себя». Сегодня молодые поколения (зумеры и альфа) растут в условиях индивидуализма, открытого разговора о ментальном здоровье и свободы быть собой. Это подтверждают данные: все поколения почти единогласно называют зумеров «любящими себя» — от 45% среди пожилых до 64% у самих зумеров. При этом важно помнить: зумеры не изобрели любовь к себе, а продолжили путь миллениалов, которые первыми массово внедрили self-care, work-life balance и психотерапию.
Александра Дортман, руководитель отдела исследования «Анкетолог»
Однако по данным нашего исследования, миллениалы любят себя не меньше, чем зумеры (63% против 60%). Также они склонны считать, что любовь к себе помогает им в личной жизни.
Любовь к себе как маркетинг
Делают покупки, чтобы порадовать себя большинство (91%) опрошенных. Из них 22% балуют себя очень редко, а 19% — на регулярной основе.
Чаще всего респонденты отмечали, что балуют себя с помощью:
- еды/десертов — 55%
- одежды и аксессуаров — 48%
- косметика и уход — 28%
- домашний уют — 18%
- книги — 16%
- билеты на мероприятия — 15%
- подписки/курсы — 4%
Также 72% признались, что когда-либо отказывались от покупки, потому что чувствовали «этого не достойны». При этом, 14% признались, что часто испытывают такие ощущения.
Треть зумеров в первую очередь тратят ресурсы на себя — больше, чем у старших (26%), но меньше, чем у подростков до 18 лет (60%). Это общий тренд: с каждым поколением акцент на личные границы и заботу о себе только усиливается. Можно предположить, что поколение Альфа будет любить себя ещё смелее и увереннее, чем все предыдущие.
Треть зумеров в первую очередь тратят ресурсы на себя — больше, чем у старших (26%), но меньше, чем у подростков до 18 лет (60%). Это общий тренд: с каждым поколением акцент на личные границы и заботу о себе только усиливается. Можно предположить, что поколение Альфа будет любить себя ещё смелее и увереннее, чем все предыдущие.
79% россиян в первую очередь думают о близких, когда речь идет о заботе
Большинство (79%) опрошенных россиян в первую очередь думают о близких, когда речь идет о заботе. Только 11% опрошенных сначала думают о себе, а 6% о животных и людях в целом. Также больше половины (56%) опрошенных тратят своё свободное время и ресурсы в первую очередь на нужды семьи и близких. Заботятся о себе — 31% респондентов. Откладывают свободные часы на потом — 10%, направляют их в работу и обязанности — 3%.
С одной стороны, стремление заботиться о других — это естественная человеческая потребность. Однако, когда мы ставим заботу о других выше своих собственных нужд, это может свидетельствовать о желании получить заботу и любовь в ответ или заслужить одобрение. Кроме того, желание помогать другим, игнорируя собственные интересы, может указывать на избегание изменений и личностного роста или на стремление установить контроль над другим человеком через заботу.е
Также большинство (84%) опрошенных не отказывают в просьбах другим, даже если это им не удобно, либо они устали. Из них 40% готовы помочь почти всегда, даже если это сложно. Только 16% респондентов готовы легко отказать при неудобных обстоятельствах. При этом, 63% хотя бы иногда испытывают чувство вины после отказа.
Женщины склонны помогать в ущерб себе чаще мужчин (92% против 89%), а также чувствовать вину за отказ (82% против 75%).
Помощь другим действительно важна, но прежде всего необходимо убедиться, что у вас достаточно ресурсов и что вы не жертвуете собой ради других. Иногда отказывать в помощи бывает трудно и непривычно, особенно из-за чувства вины. Однако важно осознавать, что это чувство часто бывает обманчивым и не отражает реального положения дел. Отказывая, вы остаётесь добрым человеком, который уже неоднократно протягивал руку помощи. Вы выбираете честность как с собой, так и с другими, вместо того чтобы подавлять свои собственные потребности
Есть ли польза в любви к себе?
Больше половины (63%) респондентов отмечают, что сейчас в обществе стали больше говорить о любви к себе. Больше трети (35%) интересуются книгами или статьями об этом явлении. Только 11% поднимали тему любви к себе на сессиях со специалистом, при этом обсудить эту тему хотели бы 24% опрошенных.
Ещё 7% посещали курсы или марафоны на тему любви к себе, а 15% потенциально интересен такой формат.
Пользу любви к себе в личной жизни отмечают 59% опрошенных, 28% — не видят связи, не помогает — 6%, а 2% — мешает. В профессиональной сфере забота о себе помогает 43%, не влияет — 23%, не помогает — 16%, а 7% — мешает.
По мнению опрошенных любовь к себе наиболее ярко проявляется:
- по эмоциональному состоянию человека — 56%
- внешнему виду — 46%
- здоровью — 46%
- в отношениях с партнером — 30%
- по финансовому поведению — 23%
- в дружбе — 17%
- в работе — 15%
*В онлайн-опросе приняли участие 1988 россиян старше 18 лет.