Россияне старше 35 лет чаще предпочитают санаторный отдых
Институт общественного мнения «Анкетолог» провел большое общероссийское исследование, посвящённое путешествиям внутри страны и за границей.
В ходе исследования мы опросили более 2000 респондентов и выяснили востребованность типов отдыха, способов перемещения, форматов размещения на отдыхе среди россиян.
Наиболее востребованным типом отдыха является пляжный отдых, который был у 58% респондентов в 2024–2025 гг. На втором месте — культурный досуг, популярный у половины (51%) респондентов. Далее следуют санаторно-курортное лечение (19%), активный туризм (14%), речные или морские круизы (9%), экологический туризм (6%), посещение многодневных культурных или спортивных мероприятий (5%), тематические туры (5%).
Среди молодых респондентов (в возрасте до 25 лет) более востребованы культурный досуг (68%) и активный туризм (33%). После 25 лет на первое место выходит пляжный отдых, после 35 лет растёт популярность санаторно-курортного лечения. В большинстве случаев респонденты планируют совершать те же виды путешествий, которые они совершали в 2024–2025 гг.
Совершая путешествия внутри страны и в зарубежные страны, 55% респондентов передвигались на поезде, 53% респондентов пользовались самолётом, 47% — личным автомобилем, 25% — междугородним автобусом, 9% — речным или морским транспортом, 8% — арендованным автомобилем. Молодые респонденты в сравнении с респондентами других возрастов активнее пользуются всеми видами транспорта.
Жители западных регионов России чаще пользуются поездами: 60% респондентов на западе страны, 47% — на востоке страны. Жители восточных регионов России чаще пользуются авиа перелётами: 58% респондентов на востоке страны, 50% — на западе страны.
Более половины (56%) респондентов планируют своё путешествие за несколько месяцев, 31% респондентов планирует путешествие за полгода или год от отправления. В 12% случаев респонденты принимают решение о путешествии в последний момент.
59% опрошенных совершали путешествия с членами своей семьи, 38% — с партнёром или партнёршей, 20% — с друзьями, 18% респондентов совершали путешествия в одиночестве. Мужчины чаще женщин отмечали, что они совершали путешествия с партнёршей: 46% и 33% респондентов соответственно. Женщины чаще мужчин отмечали, что они совершали путешествия с семьёй: 64% и 50% респондентов соответственно.
В 59% случаев респонденты останавливались на отдыхе в гостинице или отеле, в 42% случаев — в квартире или апартаментах. Далее следуют размещение в пансионатах, санаториях или на базах отдыха (21%), в гостевых домах (19%), отдельных домах или коттеджах (12%). Наименее востребованные форматы размещения — глэмпинг (7%) и хостелы (5%).
Среди сервисов онлайн-бронирования можно выделить семёрку наиболее востребованных в 2024–2025 гг.: Авито Путешествия (22%), Суточно.ру (22%), Tutu.ru (21%), AviaSales (21%), Яндекс.Путешествия (18%), Островок (14%), OZON travel (12%). Жители западной части России в два раза чаще выбирают сервис Яндекс.Путешествия, чем жители восточной части страны: 22% и 11% респондентов соответственно. Прочие сервисы онлайн-бронирования популярны в равной степени в разных частях страны.
25% респондентов прибегали к раннему бронированию тура в туристической компании. 19% респондентов получали кэшбэк рублями за покупку тура, билета или оплату проживания, 14% — покупали «горящий тур», 13% — оплачивали авиабилеты «милями», 12% — получали кэшбэк баллами.
Выборка исследования
Исследование провели на панели Anketolog.ru среди 2000 россиян от 18 лет в мае 2025 года.