48% россиян планируют сократить объем покупок в течение 2025 года
В 2024 году в социальных сетях стал набирать популярность тренд под названием «No Buy» («Без покупок»). Однако, как показало наше исследование среди более 2 000 россиян, большинство из них (77%) даже не слышали об этом движении. При этом почти половина опрошенных (46%) уже стараются ограничивать свои спонтанные покупки и бороться с гиперпотреблением, а еще 31% задумываются об этом.
Тренд «No Buy» был создан для популяризации осознанного потребления и снижения спонтанных покупок и совпал со сдвигом на рынке — курсом на устойчивое потребление. Потребители стали чаще обращать внимание на винтажные магазины и ресейл-платформы. Это хорошо не только для экологии, но и для рынка — если люди будут тратить меньше денег и более внимательно подходить к выбору товаров для покупки, это естественным образом повысит конкуренцию среди брендов.
Вот примеры ограничений, которые вводят для себя люди, придерживающиеся тренда «No Buy»:
- покупка вещей и средств для ухода только в том случае, если старые закончились
- отказ от кофе с собой
- приготовление еды дома и отказ от доставки еды
- отказ от декора для дома
- отказ от покупки книг в пользу библиотек
- отказ от покупки косметики
- отказ от поездок на такси в пользу общественного транспорта или прогулок пешком.
Абсолютное большинство (77%) опрошенных в целом задумываются о сокращении своих покупок. Почти половина (46%) уже сейчас стараются ограничивать спонтанные приобретения и гиперпотребление. Знают о вирусном тренде всего 23% опрошенных. Замечают сокращение покупок среди своего окружения 40% опрошенных.
При этом 51% респондентов отметили, что редко, но всё же делают спонтанные покупки, а 33% — время от времени. Лишь 12% россиян всегда тщательно планируют свои покупки. Что касается шопоголизма, то большинство россиян (70%) уверены, что у них нет зависимости от покупок. Однако 12% всё же признали, что такая проблема у них есть.
Среди сервисов, которыми опрошенные пользуются регулярно (не менее 2 раз в месяц), лидируют маркетплейсы (73%), такси (34%) и доставка еды (33%). По данным исследования, чаще всего россияне отказываются от сервисов, связанных с импульсивными тратами и немедленным удовлетворением потребностей. Поэтому в первую очередь респонденты стараются сократить свои траты на онлайн-шоппинг, доставку еды, походы в рестораны и кафе, напитки навынос и такси.
При этом 14% опрошенных пошли еще дальше — они удалили приложения маркетплейсов, доставки и такси со своих смартфонов, чтобы снизить соблазн спонтанных заказов.
В случае необходимости экономить, респонденты сократят расходы на:
- развлечения (кино, кафе, концерты) — 56%
- услуги красоты — 39%
- косметику — 32%
- путешествия — 29%
- товары для хобби — 27%
А вот на чем россияне точно не будут экономить, так это на продуктах питания (66%), медикаментах (51%) и коммунальных услугах (45%).
Больше трети (36%) респондентов отметили вклад в экологию как важную мотивацию отказа от гиперпотребления. Ещё 36% целенаправленно снижают потребление коммунальных ресурсов.
Почти половина опрошенных (48%) хотели бы сократить объем потребления и покупок в течение 2025 года. Еще 35% не определились, 17% — не планируют менять свои покупательские привычки.
В списке сервисов, от которых россияне хотели бы отказаться в ближайший год, лидируют маркетплейсы (29%), доставка еды (18%) и такси (18%). Однако более трети опрошенных (36%) устраивает текущее положение дел.
Положительными факторами тренда «No Buy» опрошенные выделяют:
- возможность ограничивать и контролировать траты — 67%
- переход от спонтанных покупок к планированию — 60%
- вклад в экологию и осознанное потребление — 36%
- возможность разобрать свои вещи — 33%
- закрыть кредиты — 21%
Результаты исследования демонстрируют, что россияне всё больше склоняются к осознонному потреблению, хотя и не связывают это с модными трендами.
Мы видим, что осознанное потребление в России — это не только экономическая адаптация, но и существенный сдвиг в потребительской культуре. Даже при росте доходов большинство опрошенных не планируют возвращаться к прежним моделям потребления. Поэтому брендам так важно ориентироваться на достижение целей устойчивого развития.” — отмечает Кристина Мишалкина, главный редактор Института общественного мнения «Анкетолог»
Выборка исследования:
Исследование провели на панели Anketolog.ru среди 2 000 россиян старше 18 лет в марте 2025 года.