Не в лайке счастье. Чувства и эмоции россиян в социальных сетях
Насколько значимы соцсети для российских пользователей, что они чувствуют после просмотра новостной ленты и есть ли связь между счастьем человека и активностью его аккаунта? Ответы в новом большом исследовании «Анкетолога».
Как показали результаты нашего исследования, активно и регулярно социальными сетями пользуются 79% жителей России, имеющих доступ к интернету. Мы обнаружили выраженную тенденцию в предпочтениях российских пользователей: так, с возрастом среди россиян неуклонно падает популярность «ВКонтакте» и Instagram* и повышается — Facebook* и «Одноклассников».
Предпочтения в зависимости от размеров населенного пункта меняются не так линейно, но все же нужно отметить, что в более крупных городах несколько выше популярность Facebook* и Instagram* и ниже — у «Одноклассников». Также мы отметили, что Instagram* более популярен у женщин, а Twitter и Facebook* —у мужчин.
Эмоции в социальных сетях
Отметим, что подавляющее большинство опрошенных нами пользователей соцсетей (94%) назвали свою новостную ленту скорее позитивной и наполненной положительными новостями, тогда как негативная она лишь у 6%. Однако мы увидели существенные расхождения во взглядах в зависимости от пола: среди мужчин в основном негатив в своих соцсетях видят 11%, а среди женщин — 2%.
Если говорить о конкретных эмоциях, которые испытывают россияне после сессии в соцсетях, то большинство из них чувствуют заинтересованность (62%), веселье (53%), радость (47%), восхищение (43%) и возмущение (36%). Среди негативных эмоций преобладают раздражение (31%), чувство напрасно потраченного времени (33%), зависти (16%), а также снижение самооценки (12%).
В разрезе пола отметим, что женщины гораздо чаще испытывают зависть после посещения соцсетей (22% против 11% у мужчин), снижение самооценки (17% и 7%), вдохновение (47% и 26%) и заинтересованность (73% и 56%).
Значительны расхождения в эмоциях и у людей разных возрастов: 32% активных пользователей соцсетей в возрасте до 30 лет испытывают после просмотра ленты новостей зависть, причем это чувство линейно уменьшается с возрастом, так что среди пользователей старше 55 лет то же самое чувствуют только 7%. Молодежь также чаще испытывает чувство напрасно потраченного времени, снижение самооценки и одиночество, чем люди среднего возраста и пожилые.
Единственная эмоция, которая с возрастом у пользователей соцсетей встречается чаще — это сопричастность.
Не в сетях счастье. Или все же в них?
В исследовании мы также рассматривали связь между субъективным ощущением счастья россиян, практиками использования соцсетей и эмоциями, которые они получают после взаимодействия с ними.
Всего с уверенностью назвали себя счастливыми 21% россиян, еще 49% признались, что скорее могут назвать себя таковыми, несмотря на негативные моменты в жизни. У четверти россиян периоды счастья сменяются упадком и неудачами, а 5% сказали, что они в целом несчастливы.
Мы не нашли корреляции между ощущением счастья и активностью использования соцсетей среди молодежи до 30 лет и людей среднего возраста, однако среди людей третьего возраста связь весьма очевидна: так, в группе опрошенных старше 55 лет счастливыми себя назвали 17% активных пользователей соцсетей и 10% тех, кто ими не пользуется. А несчастными — 3% активных пользователей и 12% тех, кто вовсе не пользуется соцсетями или делает это крайне редко.
Также мы обнаружили корреляцию между негативными чувствами после посещения социальных сетей и субъективным ощущением счастья или несчастья: те, кто назвал себя несчастным, чувствуют после взаимодействия с соцсетями больше раздражения и опустошения и меньше — радости.
Роль соцсетей в нашей жизни
Важное место соцсетей в своей жизни отметили 56% пользователей интернета, а с убежденностью отнесли их к незначительным для себя явлениям лишь 15%. Любопытна корреляция между местом соцсетей в жизни пользователей интернета среднего и старшего возраста и их субъективным ощущением счастья: оказалось, что в жизни людей старше 45 лет, которые называют себя счастливыми, социальные сети играют гораздо большую роль, чем в жизни тех, которые называют себя несчастными.
Если говорить о конкретных реакциях на свои действия в соцсетях, то наиболее значимыми для себя российские пользователи назвали положительные комментарии (38%), чуть менее важными — количество лайков (32%) и просмотров их постов, фото или видео (30%).
И если лайки гораздо более важны пользователям соцсетей в возрасте до 30 лет, то положительные комментарии людям третьего возраста (старше 55 лет) гораздо важнее, чем молодым пользователям — 57% против 44% соответственно.
В целом же 56% пользователей интернета в России считают, что распространение соцсетей положительно отразилось на способности людей к общению. Резко отрицательно оценивают это влияние лишь 11% опрошенных.
Пользуетесь ли Вы социальными сетями? |
18-30 лет |
31-45 лет |
46-55 лет |
Старше 55 лет |
Да, активно пользуюсь социальными сетями |
54,1% |
35,3% |
26,0% |
27,1% |
Да, регулярно захожу в социальные сети |
36,9% |
44,6% |
43,6% |
44,2% |
Да, но захожу в социальные сети крайне редко |
6,7% |
16,5% |
24,4% |
24,4% |
Нет, не пользуюсь социальными сетями |
2,3% |
3,6% |
6,0% |
4,3% |
Пользователи соцсетей старше 55 лет
Ощущаете ли вы себя счастливым человеком? |
Да, в целом я счастлив(-а) |
Да, я скорее могу назвать себя счастливым человеком, несмотря на |
Периоды счастья сменяются периодами упадка и неудач |
Я в целом ощущаю себя несчастливым человеком |
Активно и регулярно пользуются социальными сетями |
17% |
49% |
30% |
3% |
Не пользуются соц сетями или пользуются редко |
10% |
52% |
26% |
12% |
Пользователи соцсетей в возрасте от 18 до 30 лет
Ощущаете ли вы себя счастливым человеком? |
Да, в целом я счастлив(-а) |
Да, я скорее могу назвать себя счастливым человеком, несмотря на |
Периоды счастья сменяются периодами упадка и неудач |
Я в целом ощущаю себя несчастливым человеком |
Активно и регулярно пользуются социальными сетями |
28% |
45% |
22% |
5% |
Не пользуются соц сетями или пользуются редко |
29% |
35% |
29% |
6% |
Какими социальными сетями вы пользуетесь активно и регулярно? |
Мужской |
Женский |
Вконтакте |
80,0% |
80,6% |
Facebook* |
35,6% |
28,2% |
|
12,5% |
6,6% |
Instagram* |
37,6% |
57,7% |
Одноклассники |
48,5% |
48,8% |
Какими социальными сетями вы пользуетесь активно и регулярно? |
18-30 лет |
31-45 лет |
46-55 лет |
Старше 55 лет |
Вконтакте |
92,2% |
79,5% |
76,0% |
69,5% |
Facebook* |
13,9% |
29,5% |
40,8% |
50,0% |
|
8,6% |
6,4% |
12,4% |
11,9% |
Instagram* |
69,4% |
49,1% |
39,6% |
28,4% |
Одноклассники |
22,5% |
49,4% |
61,8% |
69,5% |
Какими социальными сетями вы пользуетесь активно и регулярно? |
В населенном пункте какой численности вы проживаете? |
||||
Менее 20 тысяч человек |
20-100 тысяч человек |
100-500 тысяч человек |
500 тысяч - 1 млн человек |
Более 1 млн человек |
|
Вконтакте |
79,2% |
79,4% |
85,7% |
75,1% |
80,8% |
Facebook* |
26,4% |
31,8% |
30,3% |
29,0% |
34,2% |
|
6,6% |
6,5% |
10,3% |
8,9% |
10,3% |
Instagram* |
34,9% |
45,3% |
47,7% |
50,9% |
52,1% |
Одноклассники |
65,1% |
59,3% |
51,0% |
49,8% |
39,7% |
Как можно охарактеризовать вашу ленту в социальных сетях? |
Мужской |
Женский |
Лента состоит в основном из негативных новостей/событий/тем |
11,0% |
2,2% |
Лента состоит в основном из позитивных новостей/событий/тем |
89,0% |
97,8% |
Испытывали ли вы когда-либо какие-то из перечисленных чувств после просмотра постов, фото или видео в социальных сетях? |
Ощущаете ли вы себя счастливым человеком? |
|||
Да, в целом я счастлив(-а) |
Да, я скорее могу назвать себя счастливым человеком, несмотря на |
Периоды счастья сменяются периодами упадка и неудач |
Я в целом ощущаю себя несчастливым человеком |
|
Зависть |
17% |
14% |
23% |
25% |
Опустошение, апатия |
7% |
8% |
12% |
26% |
Раздражение |
21% |
36% |
38% |
45% |
Чувство бессмысленно потраченного времени |
35% |
34% |
35% |
39% |
Возмущение |
31% |
42% |
46% |
36% |
Отвращение, брезгливость |
21% |
28% |
29% |
25% |
Снижение самооценки |
10% |
10% |
19% |
25% |
Тревожность, страх |
10% |
14% |
14% |
20% |
Одиночество |
5% |
9% |
21% |
33% |
Стыд, чувство вины |
8% |
10% |
11% |
16% |
Радость |
56% |
51% |
44% |
36% |
Вдохновение |
49% |
39% |
29% |
32% |
Сопричастность |
21% |
23% |
20% |
22% |
Восхищение |
51% |
44% |
44% |
39% |
Заинтересованность |
65% |
68% |
63% |
54% |
Теплота |
40% |
36% |
31% |
20% |
Веселье |
53% |
59% |
56% |
42% |
Испытывали ли вы когда-либо какие-то из перечисленных чувств после просмотра постов, фото или видео в социальных сетях? |
18-30 лет |
31-45 лет |
46-55 лет |
Старше 55 лет |
Зависть |
32% |
18% |
8% |
7% |
Опустошение, апатия |
16% |
10% |
5% |
5% |
Раздражение |
35% |
30% |
35% |
36% |
Чувство бессмысленно потраченного времени |
44% |
34% |
32% |
26% |
Возмущение |
40% |
41% |
40% |
40% |
Отвращение, брезгливость |
30% |
27% |
26% |
20% |
Снижение самооценки |
24% |
14% |
5% |
3% |
Тревожность, страх |
21% |
13% |
10% |
7% |
Одиночество |
23% |
12% |
7% |
4% |
Стыд, чувство вины |
15% |
9% |
7% |
8% |
Радость |
58% |
49% |
48% |
38% |
Вдохновение |
53% |
39% |
31% |
24% |
Сопричастность |
18% |
19% |
26% |
29% |
Восхищение |
55% |
45% |
39% |
40% |
Заинтересованность |
68% |
63% |
65% |
66% |
Теплота |
36% |
33% |
38% |
33% |
Веселье |
63% |
59% |
53% |
43% |
Испытывали ли вы когда-либо какие-то из перечисленных чувств после просмотра постов, фото или видео в социальных сетях? |
Мужской |
Женский |
Зависть |
11% |
22% |
Опустошение, апатия |
7% |
11% |
Раздражение |
35% |
32% |
Чувство бессмысленно потраченного времени |
31% |
37% |
Возмущение |
38% |
42% |
Отвращение, брезгливость |
23% |
29% |
Снижение самооценки |
7% |
17% |
Тревожность, страх |
11% |
15% |
Одиночество |
10% |
14% |
Стыд, чувство вины |
10% |
10% |
Радость |
43% |
54% |
Вдохновение |
26% |
47% |
Сопричастность |
18% |
25% |
Восхищение |
36% |
52% |
Заинтересованность |
56% |
73% |
Теплота |
28% |
40% |
Веселье |
55% |
57% |
Важна ли для Вас реакция аудитории на Ваши записи в социальных сетях? |
Ваш возраст:
|
|||
Количество лайков, классов |
18-30 лет |
31-45 лет |
46-55 лет |
Старше 55 лет |
Важно |
39% |
34% |
24% |
26% |
Неважно |
59% |
63% |
73% |
70% |
Затрудняюсь ответить |
2% |
3% |
3% |
4% |
Положительные комментарии |
||||
Важно |
44% |
50% |
43% |
57% |
Неважно |
54% |
46% |
53% |
40% |
Затрудняюсь ответить |
2% |
4% |
4% |
3% |
Количество просмотров (фото, видео, текстов) |
||||
Важно |
39% |
29% |
23% |
29% |
Не важно |
59% |
67% |
73% |
68% |
Затрудняюсь ответить |
2% |
3% |
4% |
3% |
* соцсети Facebook и Instagram признаны экстремистскими, запрещены в России.
Выборка исследования
С 22 по 23 мая было опрошено 1600 пользователей интернета старше 18 лет. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не превышает 2,5%.