Интернет 24 мая 2019

Не в лайке счастье. Чувства и эмоции россиян в социальных сетях

Насколько значимы соцсети для российских пользователей, что они чувствуют после просмотра новостной ленты и есть ли связь между счастьем человека и активностью его аккаунта? Ответы в новом большом исследовании «Анкетолога». 

 

79%пользователей интернета в России регулярно пользуются социальными сетями

 

 

94%пользователей социальных сетей назвали свою новостную ленту скорее позитивной

 

 

32%пользователей отметили важность количества лайков под своими постами

 

 

Как показали результаты нашего исследования, активно и регулярно социальными сетями пользуются 79% жителей России, имеющих доступ к интернету. Мы обнаружили выраженную тенденцию в предпочтениях российских пользователей: так, с возрастом среди россиян неуклонно падает популярность «ВКонтакте» и Instagram* и повышается — Facebook* и «Одноклассников».

Предпочтения в зависимости от размеров населенного пункта меняются не так линейно, но все же нужно отметить, что в более крупных городах несколько выше популярность Facebook* и Instagram* и ниже — у «Одноклассников». Также мы отметили, что Instagram* более популярен у женщин, а Twitter и Facebook* —у мужчин.

 

Эмоции в социальных сетях

Отметим, что подавляющее большинство опрошенных нами пользователей соцсетей (94%) назвали свою новостную ленту скорее позитивной и наполненной положительными новостями, тогда как негативная она лишь у 6%. Однако мы увидели существенные расхождения во взглядах в зависимости от пола: среди мужчин в основном негатив в своих соцсетях видят 11%, а среди женщин — 2%.

Если говорить о конкретных эмоциях, которые испытывают россияне после сессии в соцсетях, то большинство из них чувствуют заинтересованность (62%), веселье (53%), радость (47%), восхищение (43%) и возмущение (36%). Среди негативных эмоций преобладают раздражение (31%), чувство напрасно потраченного времени (33%), зависти (16%), а также снижение самооценки (12%).

В разрезе пола отметим, что женщины гораздо чаще испытывают зависть после посещения соцсетей (22% против 11% у мужчин), снижение самооценки (17% и 7%), вдохновение (47% и 26%) и заинтересованность (73% и 56%).

Значительны расхождения в эмоциях и у людей разных возрастов: 32% активных пользователей соцсетей в возрасте до 30 лет испытывают после просмотра ленты новостей зависть, причем это чувство линейно уменьшается с возрастом, так что среди пользователей старше 55 лет то же самое чувствуют только 7%. Молодежь также чаще испытывает чувство напрасно потраченного времени, снижение самооценки и одиночество, чем люди среднего возраста и пожилые.

Единственная эмоция, которая с возрастом у пользователей соцсетей встречается чаще — это сопричастность. 

 

Не в сетях счастье. Или все же в них?

В исследовании мы также рассматривали связь между субъективным ощущением счастья россиян, практиками использования соцсетей и эмоциями, которые они получают после взаимодействия с ними.

Всего с уверенностью назвали себя счастливыми 21% россиян, еще 49% признались, что скорее могут назвать себя таковыми, несмотря на негативные моменты в жизни. У четверти россиян периоды счастья сменяются упадком и неудачами, а 5% сказали, что они в целом несчастливы.

Мы не нашли корреляции между ощущением счастья и активностью использования соцсетей среди молодежи до 30 лет и людей среднего возраста, однако среди людей третьего возраста связь весьма очевидна: так, в группе опрошенных старше 55 лет счастливыми себя назвали 17% активных пользователей соцсетей и 10% тех, кто ими не пользуется. А несчастными — 3% активных пользователей и 12% тех, кто вовсе не пользуется соцсетями или делает это крайне редко.

Также мы обнаружили корреляцию между негативными чувствами после посещения социальных сетей и субъективным ощущением счастья или несчастья: те, кто назвал себя несчастным, чувствуют после взаимодействия с соцсетями больше раздражения и опустошения и меньше — радости.

 

Роль соцсетей в нашей жизни

Важное место соцсетей в своей жизни отметили 56% пользователей интернета, а с убежденностью отнесли их к незначительным для себя явлениям лишь 15%. Любопытна корреляция между местом соцсетей в жизни пользователей интернета среднего и старшего возраста и их субъективным ощущением счастья: оказалось, что в жизни людей старше 45 лет, которые называют себя счастливыми, социальные сети играют гораздо большую роль, чем в жизни тех, которые называют себя несчастными.

Если говорить о конкретных реакциях на свои действия в соцсетях, то наиболее значимыми для себя российские пользователи назвали положительные комментарии (38%), чуть менее важными — количество лайков (32%) и просмотров их постов, фото или видео (30%).

И если лайки гораздо более важны пользователям соцсетей в возрасте до 30 лет, то положительные комментарии людям третьего возраста (старше 55 лет) гораздо важнее, чем молодым пользователям — 57% против 44% соответственно.

В целом же 56% пользователей интернета в России считают, что распространение соцсетей положительно отразилось на способности людей к общению. Резко отрицательно оценивают это влияние лишь 11% опрошенных.

 

Ощущаете ли вы себя счастливым человеком?

 

Пользуетесь ли вы социальными сетями?

Пользуетесь ли Вы социальными сетями?

18-30 лет

31-45 лет

46-55 лет

Старше 55 лет

Да, активно пользуюсь социальными сетями

54,1%

35,3%

26,0%

27,1%

Да, регулярно захожу в социальные сети

36,9%

44,6%

43,6%

44,2%

Да, но захожу в социальные сети крайне редко

6,7%

16,5%

24,4%

24,4%

Нет, не пользуюсь социальными сетями

2,3%

3,6%

6,0%

4,3%

Пользователи соцсетей старше 55 лет

Ощущаете ли вы себя счастливым человеком?

Да, в целом я счастлив(-а)

Да, я скорее могу назвать себя счастливым  человеком, несмотря на

Периоды счастья сменяются периодами упадка и неудач

Я в целом ощущаю себя несчастливым человеком

Активно и регулярно пользуются социальными сетями

17%

49%

30%

3%

Не пользуются соц сетями или пользуются редко

10%

52%

26%

12%

Пользователи соцсетей в возрасте от 18 до 30 лет

Ощущаете ли вы себя счастливым человеком?

Да, в целом я счастлив(-а)

Да, я скорее могу назвать себя счастливым  человеком, несмотря на

Периоды счастья сменяются периодами упадка и неудач

Я в целом ощущаю себя несчастливым человеком

Активно и регулярно пользуются социальными сетями

28%

45%

22%

5%

Не пользуются соц сетями или пользуются редко

29%

35%

29%

6%

Почему вы не пользуетесь социальными сетями или пользуетесь ими крайне редко?
Множественный выбор, % от кол-ва опрошенных, пользующихся соцсетями крайне редко или не пользующихся ими вовсе

 

Какими социальными сетями Вы пользуетесь?
Множественный выбор, % от кол-ва опрошенных, пользующихся осцсетями

 

Какими социальными сетями вы пользуетесь активно и регулярно?

Мужской

Женский

Вконтакте

80,0%

80,6%

Facebook*

35,6%

28,2%

Twitter

12,5%

6,6%

Instagram*

37,6%

57,7%

Одноклассники

48,5%

48,8%

Какими социальными сетями вы пользуетесь активно и регулярно?

18-30 лет

31-45 лет

46-55 лет

Старше 55 лет

Вконтакте

92,2%

79,5%

76,0%

69,5%

Facebook*

13,9%

29,5%

40,8%

50,0%

Twitter

8,6%

6,4%

12,4%

11,9%

Instagram*

69,4%

49,1%

39,6%

28,4%

Одноклассники

22,5%

49,4%

61,8%

69,5%

Какими социальными сетями вы пользуетесь активно и регулярно?

В населенном пункте какой численности вы проживаете?

Менее 20 тысяч человек

20-100 тысяч человек

100-500 тысяч человек

500 тысяч - 1 млн человек

Более 1 млн человек

Вконтакте

79,2%

79,4%

85,7%

75,1%

80,8%

Facebook*

26,4%

31,8%

30,3%

29,0%

34,2%

Twitter

6,6%

6,5%

10,3%

8,9%

10,3%

Instagram*

34,9%

45,3%

47,7%

50,9%

52,1%

Одноклассники

65,1%

59,3%

51,0%

49,8%

39,7%

Что вы чаще всего делаете в социальных сетях?
Множественный выбор, % от кол-ва опрошенных, пользующихся соцсетями

 

Как можно охарактеризовать вашу ленту новостей в социальных сетях?
% от кол-ва опрошенных, пользующихся социальными сетями

 

Как можно охарактеризовать вашу ленту в социальных сетях? 

Мужской

Женский

Лента состоит в основном из негативных новостей/событий/тем

11,0%

2,2%

Лента состоит в основном из позитивных новостей/событий/тем

89,0%

97,8%

Согласны ли вы с тем, что социальные сети занимают значимое место в вашей жизни?
% от кол-ва опрошенных, пользующихся социальными сетями

 

Испытывали ли вы когда-либо какие-то из перечисленных чувств после просмотра постов, фото или видео в социальных сетях?
Множественный выбор, % от кол-ва опрошенных, пользующихся соцсетями

 

Испытывали ли вы когда-либо какие-то из перечисленных чувств после просмотра постов, фото или видео в социальных сетях?

Ощущаете ли вы себя счастливым человеком?

Да, в целом я счастлив(-а)

Да, я скорее могу назвать себя счастливым  человеком, несмотря на

Периоды счастья сменяются периодами упадка и неудач

Я в целом ощущаю себя несчастливым человеком

Зависть

17%

14%

23%

25%

Опустошение, апатия

7%

8%

12%

26%

Раздражение

21%

36%

38%

45%

Чувство бессмысленно потраченного времени

35%

34%

35%

39%

Возмущение

31%

42%

46%

36%

Отвращение, брезгливость

21%

28%

29%

25%

Снижение самооценки

10%

10%

19%

25%

Тревожность, страх

10%

14%

14%

20%

Одиночество

5%

9%

21%

33%

Стыд, чувство вины

8%

10%

11%

16%

Радость

56%

51%

44%

36%

Вдохновение

49%

39%

29%

32%

Сопричастность

21%

23%

20%

22%

Восхищение

51%

44%

44%

39%

Заинтересованность

65%

68%

63%

54%

Теплота

40%

36%

31%

20%

Веселье

53%

59%

56%

42%

Испытывали ли вы когда-либо какие-то из перечисленных чувств после просмотра постов, фото или видео в социальных сетях?

18-30 лет

31-45 лет

46-55 лет

Старше 55 лет

Зависть

32%

18%

8%

7%

Опустошение, апатия

16%

10%

5%

5%

Раздражение

35%

30%

35%

36%

Чувство бессмысленно потраченного времени

44%

34%

32%

26%

Возмущение

40%

41%

40%

40%

Отвращение, брезгливость

30%

27%

26%

20%

Снижение самооценки

24%

14%

5%

3%

Тревожность, страх

21%

13%

10%

7%

Одиночество

23%

12%

7%

4%

Стыд, чувство вины

15%

9%

7%

8%

Радость

58%

49%

48%

38%

Вдохновение

53%

39%

31%

24%

Сопричастность

18%

19%

26%

29%

Восхищение

55%

45%

39%

40%

Заинтересованность

68%

63%

65%

66%

Теплота

36%

33%

38%

33%

Веселье

63%

59%

53%

43%

Испытывали ли вы когда-либо какие-то из перечисленных чувств после просмотра постов, фото или видео в социальных сетях?

Мужской

Женский

Зависть

11%

22%

Опустошение, апатия

7%

11%

Раздражение

35%

32%

Чувство бессмысленно потраченного времени

31%

37%

Возмущение

38%

42%

Отвращение, брезгливость

23%

29%

Снижение самооценки

7%

17%

Тревожность, страх

11%

15%

Одиночество

10%

14%

Стыд, чувство вины

10%

10%

Радость

43%

54%

Вдохновение

26%

47%

Сопричастность

18%

25%

Восхищение

36%

52%

Заинтересованность

56%

73%

Теплота

28%

40%

Веселье

55%

57%

Важна ли для вас реакция аудитории на ваши записи в социальных сетях?
% от кол-ва опрошенных, пользующихся соцсетями

 

Важна ли для Вас реакция аудитории на Ваши записи в социальных сетях?

Ваш возраст: 

 

 

 Количество лайков, классов

18-30 лет

31-45 лет

46-55 лет

Старше 55 лет

Важно

39%

34%

24%

26%

Неважно

59%

63%

73%

70%

Затрудняюсь ответить

2%

3%

3%

4%

Положительные комментарии

Важно

44%

50%

43%

57%

Неважно

54%

46%

53%

40%

Затрудняюсь ответить

2%

4%

4%

3%

Количество просмотров (фото, видео, текстов)

Важно

39%

29%

23%

29%

Не важно

59%

67%

73%

68%

Затрудняюсь ответить

2%

3%

4%

3%

Как вы думаете, как в целом социальные сети повлияли на способность людей к общению?

 * соцсети Facebook и Instagram признаны экстремистскими, запрещены в России.

 

Выборка исследования

С 22 по 23 мая было опрошено 1600 пользователей интернета старше 18 лет. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не превышает 2,5%.    

Популярные материалы