Петросян не сдается! Над кем и чем смеются россияне
Какие комедийные жанры веселят наших соотечественников, какие темы они считают запретными для шуток и кого называют своим любимым комиком? Представляем большой гид по чувству юмора россиян.
Самой популярной формой юмористического контента среди россиян стали полнометражные кинокомедии – их смотрят 70% наших соотечественников. На втором месте оказались стендап и стендап-шоу (44%), на третьем – анекдоты и короткие «народные» истории из жизни (36%).
Также треть россиян (33%) любят разговорные юмористические шоу, эстрадные монологи (32%) и пародии (30%). Интернет-мемы как одну из любимых форм юмористического контента указали 28% опрошенных, юмористическую художественную литературу – 20%, эстрадные скетчи и миниатюры – 19%.
Ожидаемо стендап гораздо больше нравится молодым людям (60% в группе опрошенных до 30 лет и 12% – среди респондентов старше 55), та же тенденция наблюдается в отношении интернет-мемов (снова 60% в группе до 30 лет и 6% – старше 55). При этом анекдоты и эстрадные юмористические монологи, напротив, гораздо ближе и понятнее людям в возрасте.
Любопытно, что анекдот как жанр по-прежнему достаточно актуален. Подавляющее большинство россиян (87%) сказали, что до сих пор помнят хотя бы один анекдот, однако этот показатель так же сильно варьирует в зависимости от возраста (75% до 30 лет и 94% – старше 55).
Надо бы помягче
Далее мы спросили, какие из тем и направлений юмора больше всего нравятся россиянам. Больше половины опрошенных (58%) отметили, что любят бытовые шутки о повседневных ситуациях. Тонкий юмор, основанный на игре слов или подтекстах, назвали любимым 55% опрошенных. Шутки на вечные темы, такие как отношения или человеческие слабости, нравятся 48%, остросоциальные злободневные шутки – 32%, политический юмор – 24%, провокационные шутки «на грани фола» любят 16%, эксцентричный юмор 15%, а абсурдный – лишь 12% опрошенных.
Доля россиян, которые любят бытовой юмор, практически не меняется с возрастом, а вот в отношении провокационных шуток она варьирует весьма существенно: их любят 22% опрошенных до 30 лет, 18% – от 31 до 45 лет и всего 7% в группе респондентов старше 55 лет. Та же тенденция касается и абсурдного юмора.
В целом с возрастом россияне все чаще отдают предпочтение мягкому юмору. Мы попросили оценить по 10-балльной шкале, какие шутки им нравятся больше, где 1 – мягкие добродушные, а 10 – жесткие, грубые. Средняя оценка по ответам респондентов составила 4,8 балла, а в разрезе возраста этот показатель уменьшается: 5,7 в возрасте до 30 лет, 5,0 – от 31 до 45 лет, 4,4 – 46-55 лет и 3,7 в возрасте от 55 лет.
Шутить над катастрофами – табу
Россияне в целом весьма строго очерчивают границы дозволенного в юморе. Так, 84% назвали табуированной темой для шуток катастрофы с человеческими жертвами. Еще 12% считают, что над этим можно шутить, но аккуратно, и лишь 4% – что можно шутить свободно. Также 76% считают абсолютно недопустимыми шутки над террористическими актами, 74% – над неизлечимыми заболеваниями, 70% – над физическими увечьями и инвалидностью, 59% – над Великой Отечественной войной.
Гораздо более терпимы россияне к шуткам о религиозных убеждениях (41% – нельзя шутить, 43% – можно шутить аккуратно, 16% – можно шутить свободно), а также цвете кожи и национальности (30% – нельзя, 52% – можно аккуратно, 18% – можно свободно).
Наконец, сексуальную ориентацию россияне не воспринимают как запретную тему для шуток: 53% считают, что над ней можно острить свободно, а 8% – что делать этого нельзя.
Всего же 86% опрошенных считают, что существуют запретные темы, над которыми нельзя шутить ни в коем случае. И снова отметим, как возраст влияет на этот показатель: если среди людей до 30 лет так думают 74%, то среди людей старше 55 лет – 93%.
Несмотря на консервативную позицию большинства россиян в отношении тем для юмора, в пользу уголовного преследования за высказанную шутку высказались лишь 16% (причем абсолютно поддерживают эту возможность только 4%, а скорее поддерживают – 12%). Остальные 84% не поддерживают уголовного наказания за шутки, причем категорически против этого 41% участников исследования.
Петросян не сдается
Мы также попросили респондентов назвать своих любимых комиков, ведущих юмористических передач или комедийных артистов. Во всем массиве опрошенных первое место занял Михаил Задорнов (18%). Ему незначительно уступил Павел Воля (16%), а на третьем месте в народном рейтинге оказался Евгений Петросян (10%). Также в десятку вошли Максим Галкин (9%), Гарик Харламов (8%), Иван Ургант (7%), Руслан Белый, Михаил Жванецкий, Аркадий Райкин (по 4%), а 10-е место разделили Алексей Щербаков и Нурлан Сабуров (по 3%).
И снова отметим значительные различия в предпочтениях в разрезе возраста. Так, в группе опрошенных от 18 до 30 лет первая тройка выглядит так: Павел Воля (21%), Алексей Щербаков и Нурлан Сабуров (по 11%). Среди респондентов от 31 до 45 лет лидируют опять же Павел Воля (24%), Михаил Задорнов (19%) и Гарик Харламов (11%). А опрошенные старше 55 лет больше всего любят Михаила Задорнова (21%), Евгения Петросяна (14%) и Максима Галкина (13%).
В целом россиян склоняются к тому, что качество юмора в медиапространстве за последние годы стало ниже: 51% считают, что оно изменилось в худшую сторону, 17% – что оно не изменилось, 33% – что оно изменилось в лучшую сторону.
Выборка исследования
С 20 по 22 мая с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1600 респондентов. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95% доверительной вероятности не превышает 2,5%.