Зачем и как часто россияне ругаются матом
Почти 90% опрошенных используют нецензурную лексику в повседневной жизни, однако выступают против мата в блогах, кино и литературе. В каких жизненных ситуациях и в разговорах с кем россияне не стесняются крепких слов — в новом исследовании «Анкетолога».
Почти половина россиян (46%) используют нецензурную лексику хотя бы время от времени, еще 11% делают это постоянно, а 32% — лишь в исключительных случаях. Никогда не ругается матом 1 из 10 опрошенных — 11%.
Отметим, что мужчины в целом ругаются чаще (постоянно делают это 14% против 8% среди женщин). Еще больше отличаются эти показатели в зависимости от возраста: если в группе опрошенных до 30 лет постоянно используют нецензурную брань 16%, то среди людей старше 55 лет этот показатель составляет 2%.
Подавляющее большинство тех, кто использует нецензурную лексику (85%), делают это в общении с друзьями, 57% — с коллегами, 54% — с партнером (мужем, женой), 35% — с родственниками. В разговорах с детьми и должностными лицами позволяют себе такие выражения минимальное количество опрошенных (соответственно 8 и 7% тех, кто в принципе использует нецензурную лексику).
В целом большая часть россиян (41%) считают нецензурную брань показателем отсутствия воспитания. Незаменимым инструментом для выражения чувств и эмоций в речи считают его 35%, а важной частью культуры — всего 12%. Также 30% уверены, что мат помогает преодолеть тяжелые моменты в жизни, а 15% — почувствовать свою принадлежность к некоторым возрастным, социальным или профессиональным группам.
При этом подавляющее большинство опрошенных (77%) считают использование нецензурной речи повсеместной практикой, распространение которой не зависит от пола, возраста или социального положения.
А можно ли ругаться в блогах?
Несмотря на распространение нецензурной лексики, большинство россиян крайне негативно относятся к ее использованию в произведениях искусства, сферах культуры и шоу-бизнеса. Так, 64% опрошенных негативно относятся к мату в литературе, 73% — в театральных постановках, 62% — в кино и сериалах, 65% — в текстах песен, 64% — в интернет-контенте (подкастах, блогах и т. д.). Более того, 59% респондентов указали, что их отношение к блогерам или другим публичным людям меняется в худшую сторону, если они используют в интернете нецензурную лексику.
Выборка исследования
С 12 по 13 марта с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1700 жителей РФ. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95% доверительной вероятности не превышает 2,5%.