Что-нибудь про котиков: какие мемы наиболее интересны российским интернет-пользователям
Для большинства опрошенных мемы – это просто веселый контент. Однако некоторые воспринимают их как нечто со скрытым и глубоким смыслом. Мы спросили интернет-пользователей, какие мемы привлекают их больше всего, как они оценивают влияние такого контента на человека и одобряют ли его использование брендами и политиками.
В исследовании участвовали россияне, которые в повседневном интернет-общении используют мемы — 19% от общего числа опрошенных. Среди них большинство (67%) воспринимают мемы в первую очередь как просто смешную картинку, видео или фразу. Также 15% отметили, что это нечто с глубоким смыслом, тоже 15% — понятное только ограниченному кругу лиц. И 1% опрошенных, считают, что мем — это что-то бессмысленное и провокационное.
При этом воспринимают мемы в первую очередь как комичный контент в большей мере женщины (71% против 63% мужчин) и молодежь 18-30 лет (78% против 62% опрошенных старше 45 лет). А видят в них скрытый и глубокий смысл чаще всего мужчины (20% против 12% женщин) и респонденты старше 45 лет (21% против 8% респондентов 18-30 лет).
В целом участники исследования в большей степени положительно оценивают влияние мемов на человека. Так, опрошенные в среднем на 6,8 балла из 10 согласны с мнением, что мемы помогают людям легче переживать неприятные события в жизни, и на 6,5 балла — что они делают людей счастливее. При этом с утверждением, что мемы поощряют деструктивное поведение, например, лень, респонденты согласились только на 3,8 балла. А с тем, что они делают людей циничными и жестокими, — на 3,6 балла.
Какие мемы больше всего привлекают россиян
Согласно опросу, наибольший интерес у российских пользователей вызывают мемы про животных — большинство респондентов (54%) сообщили, что просматривают или используют их в общении. Около трети опрошенных (30%) отметили, что их привлекают мемы про женщин и мужчин, 29% — про кино и сериалы, 24% — известных людей, 22% — внешность, 20% — дом и быт. Также 19% интересны мемы о повседневности, 18% — интернет-персонажах, 17% — детях, и 14% — семейных отношениях.
При этом женщинам чаще интересны мемы про животных (62% против 47% мужчин), быт (25% против 14%) и повседневность (23% против 14%). А мужчин более привлекают мемы про известных людей (28% против 24% женщин) и интернет-персонажей (21% против 17%).
Данные отличаются и в разрезе возраста. Так, чем старше респонденты, тем чаще их привлекают мемы про животных (51% респондентов 18-30 лет и 62% опрошенных старше 45 лет) и внешность (17% и 26% соответственно). При этом опрошенным 18-30 лет в большей степени интересны мемы про кино и сериалы (36% против 26% респондентов старше 45 лет), повседневность (26% против 13%) и семейные отношения (17% против 13%).
Поднять настроение и добавить эмоций
Далее мы спросили участников исследования, с какой целью они, как правило, используют мемы в интернет-общении. Большинство (70%) ответили, что таким образом поднимают настроение себе и собеседнику, 53% используют их для усиления слов и эмоций, 47% — для образного выражения своих мыслей, тоже 47% — для замены каких-либо слов и выражений. Также 43% с помощью мемов подчеркивают особенность какой-либо ситуации, 29% — демонстрируют свое остроумие и оригинальность, 22% — смягчают критику и негатив в общении, и 17% отправляют мемы, чтобы казаться более дружелюбными.
Отметим, что, по мнению 16% опрошенных, они не смогут обойтись без мемов в интернет-общении. И чем моложе респонденты, тем чаще они так отвечали (20% молодых людей 18-30 лет и 10% опрошенных старше 45 лет).
Мы также узнали, как респонденты воспринимают мемы в коммуникации публичных людей и компаний. Так, чаще всего положительно относятся к использованию мемов блогерами и артистами — это отметили 52% и 43% опрошенных соответственно. Если же мемы публикуют коммерческие компании, СМИ и политики, большая часть опрошенных воспринимают это нейтрально — 50%, 48% и 45% соответственно. При этом важно заметить, что если к использованию мемов брендами и СМИ чаще относятся положительно, чем отрицательно, то с политиками ситуация обратная — почти треть (32%) негативно воспринимают такой контент от государственных деятелей.
Выборка исследования
С 29 по 30 августа с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 890 россиян старше 18 лет, использующих мемы в интернет-общении. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не превышает 2,5%.