Когда много эмоций или нечего сказать: россияне — об эмодзи в онлайн-переписках
Интернет-пользователи в целом положительно относятся к смайлам в сообщениях, а для четверти опрошенных они уже стали привычным элементом коммуникации. Рассказываем, какие эмодзи и кому чаще всего отправляют россияне, а также какие плюсы и минусы видят в их использовании.
В целом 66% опрошенных пользователей интернета в онлайн-переписках обычно отправляют собеседникам смайлы или эмодзи*. Причем заметно чаще это делают женщины — 75% против 53% мужчин, а также молодые люди 18-30 лет — 80%, в то время как среди опрошенных старше 55 лет — 44%.
Какие смайлы используют российские интернет-пользователи
Среди групп эмодзи у респондентов наибольшей популярностью пользуются именно смайлы — желтые стилизованные изображения человеческого лица — почти каждый участник опроса, хотя бы иногда использующий эмодзи (98%), отправляет их во время онлайн-общения. Более половины (52%) опрошенных используют эмодзи с изображением людей, по 43% — каких-либо символов, еды или напитков, 42% — животных или природы. Также около четверти (23%) отправляют значки, изображающие предметы, например, книгу или подарок, 21% — эмодзи, связанные с активностью и действиями, 12% — путешествиями, а 5% — флаги.
Что интересно, молодежь чаще использует в сообщениях эмодзи с изображением животных, природы и различных символов. Однако чем старше респонденты, тем популярнее среди них эмодзи из категорий «люди», «активность и действия» и «предметы».
Мы также просили респондентов прислать отдельные эмодзи, которые они отправляют в сообщениях чаще всего. Так, наиболее часто используемыми изображениями оказались просто улыбающийся смайлик, смеющийся смайл, смеющийся до слез, а также отправляющий воздушный поцелуй с сердечком.
Отметим, что чаще всего респонденты отправляют смайлы или эмодзи в переписке с друзьями — так ответили 77%. Две трети (66%) используют их при общении с членами семьи или родственниками, 21% — при общении с коллегами, 10% — с незнакомыми людьми. Также 9% уверены, что смайлы можно использовать при общении с абсолютно любым человеком.
Плюсы и минусы использования смайлов
В целом большинство интернет-пользователей (91%) положительно относятся к использованию эмодзи при общении в Сети, а категорически негативно их воспринимают их всего 2% респондентов.
Основным преимуществом использования эмодзи или смайлов большинство опрошенных (75%) считают возможность передать интонацию, эмоции и смысл текста. Более половины (52%) назвали плюсом возможность дать ответ собеседнику, когда уже «нечего сказать», 41% считают их удобных и быстрым способом передать информацию, а по 30% думают, что они придают переписке оригинальный вид и являются экономичным средством коммуникации.
Среди же минусов использования эмодзи опрошенные чаще всего называли их бессодержательность (36%). Кроме того, 24% думают, что они делают текст примитивным, 23% — что их использование негативно сказывается на грамотности и умении выражать мысль, 17% — они вызывают подозрение в искренности собеседника, а 14% сказали, что со смайлами сообщение выглядит излишне эмоционально.
Заметим, что в целом большинство опрошенных (62%) воспринимают эмодзи в тексте как выражение эмоций, 54% — как дополнение к основной информации, 25% — как передачу информации в сокращенном виде, а для 24% они уже стали привычным элементом общения.
Выборка исследования
С 14 по 15 июля с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1700 россиян старше 18 лет. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95% доверительной вероятности не превышает 2,5%.