Россияне стали больше времени проводить в TikTok. Исследование
Социальная сеть TikTok продолжает набирать популярность у российских пользователей. В новом исследовании мы узнали, сколько времени они в ней проводят, какие видео смотрят и как реагируют на тиктокеров, которые снимают ролики в общественных местах.
Согласно результатам опроса, абсолютное большинство пользователей интернета (97%) хотя бы что-то знают о социальной сети TikTok: 67% просто слышали о ней, еще 30% используют ее лично. Что интересно, в исследовании, которые мы проводили полтора года назад, о TikTok знали гораздо меньшее количество респондентов — 68%: среди них 12% являлись пользователями этого приложения, а у 56% оно просто было на слуху.
Среди опрошенных, которые слышали о TikTok, но не используют его, основной причиной этого назвали отсутствие интереса к соцсети (54%). Также 43% не нравится «кривляния» авторов на видео, 32% думают, что вокруг TikTok слишком много шума, 26% считают его глупым и бесполезным приложением, а 25% — приложением для детей.
В то же время многие среди тех, кто использует TikTok, делают это, чтобы отдохнуть, поднять себе настроение (62%) и скоротать время в ожидании чего-либо (52%). Также 45% ответили, что соцсеть помогает им отвлечься от забот, 44% просто нравится формат коротких видеороликов, а 32% находят там полезный для себя контент.
Сами же выкладывают видео 31% пользователей приложения, что тоже больше, чем в нашем прошлом исследовании — 26%. Чаще всего публикуют видеоролики по-прежнему молодые люди — 44% среди респондентов 16-20 лет, среди опрошенных старше 55 лет эта доля составляет 19%.
Многим пользователям TikTok сложно оторваться от просмотра роликов
Только раз в день заходят в TikTik 34% российских пользователей, это чуть меньше, чем полтора года назад (37%). Два-три раза в день открывают приложение 47% опрошенных (тоже 47% в 2019 году), четыре-пять раз — 9% (10% в 2019 году), а более пяти раз — 10% против 5% в нашем прошлом исследовании.
Что касается времени, проведенного в приложении за один сеанс, то заметно уменьшилась доля тех, кто заходит в него максимум на 10 минут (18% против 24% в 2019 году) и 10-20 минут (28% и 31%). Однако увеличилось число пользователей, которые проводят в TikTok 20-30 минут (26% против 21% в прошлом исследовании), 50-60 минут (5% против 3%) и более часа (8% и 4%). Анализ данных показал, что есть зависимость между годом и количеством проведенного времени в соцсети — так, в 2021-м пользователи стали дольше сидеть в TikTok.
В целом больше половины пользователей этого приложения (54%) признались, что порой им сложно оторваться от просмотра роликов. Кроме того, 7% хотя бы иногда включают функцию, которая ограничивает время его использования.
И реклама уже не так раздражает
Самыми любимыми роликами в TikTok респонденты назвали видео с животными (52%). Также популярностью у российской аудитории пользуются видео с лайфхаками (46%), рецептами (43%), ролики на тему хобби и творчества (38%), миниатюры и сценки (34%). Однако отметим, что предпочтения отличаются в разрезе пола и возраста респондентов. Так, например, видео с животными чаще предпочитают женщины (56% против 46% мужчин) и опрошенные старше 55 лет (62%, среди респондентов 16-20 лет — 38%).
Что интересно, пользователи TikTok стали терпимее к рекламе в этой соцсети. Несмотря на то, что такой формат видеороликов пролистывают в ленте чаще всего (45%), негативные эмоции он вызывает реже, чем полтора года назад — у 29% опрошенных против 38% в 2019 году. В основном респонденты отвечали, что воспринимают рекламу как должное (34% против 29% в прошлом исследовании). Ещё 27% в принципе не обращают на нее внимание (23% в 2019 году). А считают ее полезной лишь 10% респондентов (тоже 10% в 2019 году).
TikTok портит молодежь?
Треть пользователей интернета, знающих о TikTok (33%), хотя бы раз видели, как люди снимают ролики для этой соцсети в общественных местах: 16% сказали, что сталкивались с этим лишь однажды, еще 17% — неоднократно. При этом у большей части из них (35%) этот процесс вызывает улыбку, еще 18% обычно никак не реагируют. Однако 17% заявили, что в таких ситуациях испытывают раздражение.
Отметим, что лишь 30% интернет-пользователей, которые слышали о TikTok, думают, что эта соцсеть положительно влияет на молодое поколение, а абсолютно уверены в обратном 20%. Ожидаемо, сами молодые люди реже соглашаются с негативным влиянием соцсети — 48% среди опрошенных 16-20 лет, в то время как среди людей старше 55 лет этот показатель составил 77%.
Выборка исследования
С 1 по 2 апреля с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1900 пользователей интернета. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95% доверительной вероятности не превышает 2,5%.