Стали ли россияне реже использовать мат в соцсетях? Исследование
С 1 февраля в силу вступили поправки к закону «Об информации», которые обязывают социальные сети удалять публикации, содержащие нецензурную лексику. Как интернет-пользователи относятся к брани в соцсетях, испытывают ли неудобства из-за нового закона и многие ли стали реже ругаться матом в интернете — в новом исследовании «Анкетолога».
Только 20% опрошенных пользователей интернета признались, что в принципе употребляют нецензурную лексику в социальных сетях. Ожидаемо, чаще это делают мужчины — 22% против 16% женщин. Также этот показатель заметно уменьшается с возрастом респондентов: 42% опрошенных 18-30 лет используют мат в соцсетях, в то время как среди респондентов старше 55 лет — всего 4%.
Мы также спросили участников опроса, употребляющих нецензурные слова в соцсетях, стали ли они делать это реже в последнее время. Так, большинство (64%) ответили, что используют мат в том же количестве, что и раньше, четверть (25%) стали реже употреблять нецензурные слова, 9% — напротив, чаще, а 2% совсем перестали их использовать.
Поможет ли закон и кто должен нести ответственность?
В целом 70% опрошенных ответили, что обычно видят или слышат нецензурную лексику, в том числе замаскированную звуковыми сигналами или частично закрытую символами, именно в социальных сетях. Чаще, чем в соцсетях, россияне сталкиваются с матом только на улице (79%). Также 60% слышат нецензурную брань в общественных местах, 53% — в общественном транспорте, 46% — на телевидении, 44% — в магазинах, а 39% — на работе.
При этом больше половины опрошенных (56%) считают, что использование нецензурной лексики в соцсетях недопустимо, так как это плохая привычка, с которой необходимо бороться. Треть респондентов (35%) думают, что ее можно использовать в интернете, но в определенных обстоятельствах. А совсем не видят ничего плохого в использовании мата только 9% опрошенных.
В целом большинство респондентов (76%) поддерживают закон о запрете нецензурной лексики в социальных сетях: определенно поддерживают его 47% опрошенных, еще 29% склоняются к положительному ответу. Однако мнения об эффективности этого нововведения разделились почти поровну: 48% россиян считают, что закон поможет сократить количество мата на интернет-ресурсах, остальные 52%, напротив, сомневаются в этом.
Что интересно, больше половины опрошенных (52%) считают — ответственность за публикации в социальных сетях с использованием нецензурной брани должна лежать как на пользователе, так и на администрации социальной сети. Еще 33% уверены, что нести наказание должен лишь тот, кто используют нецензурную брань, а 15% — что ответственность должна лежать только на администрации сайта.
Без мата уже не то
Мы также узнали, доставляет ли закон о запрете нецензурной лексики в соцсетях какой-либо дискомфорт самим пользователям. Так, меньше половины (47%) утверждают, что он не принес им никаких неудобств. Однако 32% придерживаются обратного мнения и уверены, что нужно прививать культуру общения, а не штрафы. Также по 11% считают, что социальные сети не нуждаются в контроле за использованием мата и что эта мера чрезмерно ограничивает свободу слова, а 10% — что некоторые люди понимают только нецензурные выражения.
Отметим, что чаще всего респонденты, использующие ненормативную лексику в соцсетях, делают это для более яркого описания ситуации — так ответили 70% опрошенных. Также 62% используют мат для повышения эмоциональности речи, 52% — потому что приходится к слову, 47% — чтобы пошутить, а 33% — для выплеска агрессии.
Выборка исследования
С 1 по 2 февраля с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1900 россиян старше 18 лет. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95% доверительной вероятности не превышает 2,5%.