Привет, «Одноклассники»! В какой соцсети пользователи добрее
Почти треть пользователей социальных сетей сталкивались с оскорблениями или травлей из-за публикуемого контента. Как россияне советуют реагировать на негативные комментарии и в каких соцсетях чувствуют себя наиболее защищенными — в новом исследовании «Анкетолога».
Исследование показало, что большая часть опрошенных пользователей соцсетей (37%) чаще всего общаются или листают новостную ленту во «Вконтакте». Также четверть (25%) назвали своей основной соцсетью Instagram*, 16% — «Одноклассники», 7% — Facebook*, 2% — «Мой мир», по 1% — TikTok, Twitter и Tumblr. Также 5% ответили, что не выделяют какую-либо социальную сеть как основную.
Почему пользователи соцсетей скрывают личные данные
В целом большинство пользователей соцсетей (69%) при заполнении личного профиля указывают достоверную информацию. Еще 24% признались, что не вся информация в их соцсетях правдива, а 7% в принципе не публикуют там свои личные данные.
Среди тех, кто публикует правдивую информацию в соцсетях, большинство (82%) указывают достоверное место проживания, 79% — возраст или дату рождения, 78% — фотографии, 75% — имя и фамилию, 60% — семейное положение, 50% — место обучения, 46% — интересы и хобби. Также у 31% на личных страницах можно найти номер телефона, у 28% — место работы, а у 24% — геолокации.
В то же время респонденты, которые не делятся личной информацией в соцсетях, основной причиной этого назвали нежелание, чтобы их данные видели чужие люди, — так ответили 61% опрошенных. Также 49% опасаются мошенников, 48% хотят ограничить личное пространство, 32% — чтобы никто не следил за их действиями и увлечениями. Четверть (25%) не доверяют администрации социальных сетей, 16% просто используют соцсети для наблюдения за чужой жизнью, 11% хотят анонимно участвовать в обсуждении публикаций, а 7% делиться откровениями, которые не могу рассказать от своего настоящего имени.
Почти треть пользователей соцсетей сталкивались с агрессией или травлей
Согласно исследованию, большинство опрошенных (69%) за все время использования соцсетей сталкивались с такой проблемой, как навязчивая реклама, 41% — с обманом или мошенничеством. Также по 16% жалуются на оскорбления со стороны других пользователей и зависимость от соцсетей, по 11% — на сексуальные домогательства и оглашение личной информации других пользователей, а 9% сталкивались с призывами к агрессии в отношении лиц другой национальности.
При этом мы спросили респондентов, в какой соцсети они чувствуют себя наиболее защищенными, например, от агрессии или домогательств. Чаще всего опрошенные называли такие соцсети, как Instagram* и «Вконтакте» (по 23%), 15% — «Одноклассники», 11% — Facebook*, 6% — TikTok, 4% — «Мой мир» и только 2% — Twitter. В то же время треть опрошенных (33%) ответили, что не считают безопасной ни одну из соцсетей.
Что интересно, в целом большинство опрошенных (92%) считают, что недопустимо оскорблять или устраивать травлю какого-либо пользователя в соцсетях из-за контента, который он публикует: 72% уверены в этом, а 20% скорее придерживаются такого мнения. Однако когда мы задали вопрос, сталкивались ли респонденты лично с агрессией или травлей в соцсетях из-за своих публикаций, то утвердительно на это ответили почти треть пользователей (30%).
Признались в том, что хотя бы однажды оскорбляли других пользователей в соцсетях из-за публикуемого ими контента, только 15% опрошенных. При этом больше половины респондентов (52%) ответили, что у них может вызвать негативную реакцию назойливая реклама. Также по 42% могут агрессивно отреагировать на использование ненормативной лексики и распространение недостоверной информации, 30% — на откровенные фотографии, 27% — безграмотное общение с аудиторией, 22% — фотографии и видео в состоянии алкогольного опьянения.
Стоит отметить, большинство опрошенных (71%) считают, что блогеры или сообщества все же должны прислушиваться к негативным комментариям аудитории и менять содержание своего контента, опираясь на ее мнение. Только 29% думают, что авторам публикаций нужно придерживаться своей позиции или видения: 7% уверены в этом, еще 22% скорее так думают.
Что делать с негативными комментариями?
В целом, в случае проявления агрессии в соцсетях со стороны других пользователей, большая часть опрошенных (47%) советуют просто заблокировать обидчика. Также 44% считают, что нужно оставить комментарий без ответа, 37% — не воспринимать на свой счет, 30% — удалить оскорбление, 28% — в принципе закрыть комментарии, 22% — ответить, но не переходить на личности, а по 21% — отвечать с юмором и заблокировать агрессора вместе с теми, кто его поддерживает.
Мы также узнали, в какой соцсети, по мнению респондентов, наиболее доброжелательная аудитория. Большая часть опрошенных (32%) назвали соцсеть «Одноклассники», 22% — «Вконтакте», 21% — Instagram*, 13% — Facebook*, по 10% — TikTok и «Мой мир», а 4% — Twitter. Также пятая часть респондентов (21%) ответили, что ни в одной из социальных сетей нет доброжелательных пользователей.
* соцсети Facebook и Instagram признаны экстремистскими, запрещены в России.
Выборка исследования
С 14 по 15 декабря с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 2000 пользователей соцсетей старше 18 лет. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95% доверительной вероятности не превышает 2,5%.