Интернет 14 декабря 2020 972

Привет, «Одноклассники»! В какой соцсети пользователи добрее

Почти треть пользователей социальных сетей сталкивались с оскорблениями или травлей из-за публикуемого контента. Как россияне советуют реагировать на негативные комментарии и в каких соцсетях чувствуют себя наиболее защищенными — в новом исследовании «Анкетолога».

 

 

Исследование показало, что большая часть опрошенных пользователей соцсетей (37%) чаще всего общаются или листают новостную ленту во «Вконтакте». Также четверть (25%) назвали своей основной соцсетью Instagram, 16% — «Одноклассники», 7% — Facebook, 2% — «Мой мир», по 1% — TikTok, Twitter и Tumblr. Также 5% ответили, что не выделяют какую-либо социальную сеть как основную.

 

Почему пользователи соцсетей скрывают личные данные

В целом большинство пользователей соцсетей (69%) при заполнении личного профиля указывают достоверную информацию. Еще 24% признались, что не вся информация в их соцсетях правдива, а 7% в принципе не публикуют там свои личные данные.

Среди тех, кто публикует правдивую информацию в соцсетях, большинство (82%) указывают достоверное место проживания, 79% — возраст или дату рождения, 78% — фотографии, 75% — имя и фамилию, 60% — семейное положение, 50% — место обучения, 46% — интересы и хобби. Также у 31% на личных страницах можно найти номер телефона, у 28% — место работы, а у 24% — геолокации. 

В то же время респонденты, которые не делятся личной информацией в соцсетях, основной причиной этого назвали нежелание, чтобы их данные видели чужие люди, — так ответили 61% опрошенных. Также 49% опасаются мошенников, 48% хотят ограничить личное пространство, 32% — чтобы никто не следил за их действиями и увлечениями. Четверть (25%) не доверяют администрации социальных сетей, 16% просто используют соцсети для наблюдения за чужой жизнью, 11% хотят анонимно участвовать в обсуждении публикаций, а 7% делиться откровениями, которые не могу рассказать от своего настоящего имени.

 

Почти треть пользователей соцсетей сталкивались с агрессией или травлей

Согласно исследованию, большинство опрошенных (69%) за все время использования соцсетей сталкивались с такой проблемой, как навязчивая реклама, 41% — с обманом или мошенничеством. Также по 16% жалуются на оскорбления со стороны других пользователей и зависимость от соцсетей, по 11% — на сексуальные домогательства и оглашение личной информации других пользователей, а 9% сталкивались с призывами к агрессии в отношении лиц другой национальности. 

При этом мы спросили респондентов, в какой соцсети они чувствуют себя наиболее защищенными, например, от агрессии или домогательств. Чаще всего опрошенные называли такие соцсети, как Instagram и «Вконтакте» (по 23%), 15% — «Одноклассники», 11% — Facebook, 6% — TikTok, 4% — «Мой мир» и только 2% — Twitter. В то же время треть опрошенных (33%) ответили, что не считают безопасной ни одну из соцсетей.

Что интересно, в целом большинство опрошенных (92%) считают, что недопустимо оскорблять или устраивать травлю какого-либо пользователя в соцсетях из-за контента, который он публикует: 72% уверены в этом, а 20% скорее придерживаются такого мнения. Однако когда мы задали вопрос, сталкивались ли респонденты лично с агрессией или травлей в соцсетях из-за своих публикаций, то утвердительно на это ответили почти треть пользователей (30%).

Признались в том, что хотя бы однажды оскорбляли других пользователей в соцсетях из-за публикуемого ими контента, только 15% опрошенных. При этом больше половины респондентов (52%) ответили, что у них может вызвать негативную реакцию назойливая реклама. Также по 42% могут агрессивно отреагировать на использование ненормативной лексики и распространение недостоверной информации, 30% — на откровенные фотографии, 27% — безграмотное общение с аудиторией, 22% — фотографии и видео в состоянии алкогольного опьянения.

Стоит отметить, большинство опрошенных (71%) считают, что блогеры или сообщества все же должны прислушиваться к негативным комментариям аудитории и менять содержание своего контента, опираясь на ее мнение. Только 29% думают, что авторам публикаций нужно придерживаться своей позиции или видения: 7% уверены в этом, еще 22% скорее так думают.

 

Что делать с негативными комментариями?

В целом, в случае проявления агрессии в соцсетях со стороны других пользователей, большая часть опрошенных (47%) советуют просто заблокировать обидчика. Также 44% считают, что нужно оставить комментарий без ответа, 37% — не воспринимать на свой счет, 30% — удалить оскорбление, 28% — в принципе закрыть комментарии, 22% — ответить, но не переходить на личности, а по 21% — отвечать с юмором и заблокировать агрессора вместе с теми, кто его поддерживает.

Мы также узнали, в какой соцсети, по мнению респондентов, наиболее доброжелательная аудитория. Большая часть опрошенных (32%) назвали соцсеть «Одноклассники», 22% — «Вконтакте», 21% — Instagram, 13% — Facebook, по 10% — TikTok и «Мой мир», а 4% — Twitter. Также пятая часть респондентов (21%) ответили, что ни в одной из социальных сетей нет доброжелательных пользователей.

 

Пользователем каких социальных сетей Вы являетесь в настоящий момент?
Множественный выбор
Укажите, пожалуйста, какая социальная сеть является для Вас основной (той, в которой Вы чаще всего взаимодействуете с другими пользователями, просматриваете интересующую информацию/новости/контент и пр.):
При заполнении личных данных в социальных сетях Вы предоставляете достоверную (реальную) информацию о Вас?
Укажите, пожалуйста, какую достоверную информацию о Вас в социальных сетях Вы публикуете:
Множественный выбор, % опрошенных, которые указывают достоверную личную информацию в соцсетях
Укажите, пожалуйста, с какой целью Вы не публикуете достоверную информацию о себе:
Множественный выбор, % опрошенных, которые не указывают или скрывают информацию о себе в соцсетях
Ограничиваете ли Вы доступ к своей странице или какой-либо личной информации в социальных сетях?
Укажите, пожалуйста, какие ограничения в доступе (настройки приватности) Вы используете в социальных сетях:
Множественный выбор, % опрошенных, которые ограничивают доступ к своей странице или какой-либо личной информации в социальных сетях
С какими проблемами Вам приходилось сталкиваться от пользования социальными сетями?
Множественный выбор
В какой социальной сети Вы чувствуете себя в большей степени защищенными, например, от оскорблений, агрессии, травли со стороны других пользователей, сексуальных домогательств, навязчивой рекламы и пр.?
Множественный выбор, % опрошенных, которые сталкивались с какими-либо проблемами в соцсетях
По Вашему мнению, допустимо ли устраивать травлю/оскорблять/агрессивно реагировать в адрес других пользователей из-за публикуемого ими контента?
По Вашему мнению, допустимо ли устраивать травлю/оскорблять/агрессивно реагировать в адрес других пользователей из-за публикуемого ими контента?
Укажите, пожалуйста, приходилось ли Вам когда-либо в социальных сетях получать оскорбления/агрессивную реакцию/травлю от других пользователей из-за публикуемого Вами контента:
Укажите, пожалуйста, реагировали ли Вы сами когда-либо агрессивно/высказывали оскорбления в адрес других пользователей из-за публикуемого ими контента:
Укажите, пожалуйста, какой контент или действия пользователей в социальных сетях может спровоцировать Вашу негативную реакцию (Вы пожалуетесь в администрацию социальной сети, заблокируете страницу или пользователя, напишите гневный комментарий и т. д.):
Множественный выбор Представлены наиболее популярные варианты ответа
Укажите, пожалуйста, какой контент или действия пользователей в социальных сетях может спровоцировать Вашу негативную реакцию (Вы пожалуетесь в администрацию социальной сети, заблокируете страницу или пользователя, напишите гневный комментарий и т. д.):
Укажите, пожалуйста, какой контент или действия пользователей в социальных сетях может спровоцировать Вашу негативную реакцию (Вы пожалуетесь в администрацию социальной сети, заблокируете страницу или пользователя, напишите гневный комментарий и т. д.):
Как Вы реагируете, когда слышите/видите оскорбления/агрессивную реакцию/травлю в адрес других пользователей в социальных сетях (в том числе блогеров/сообществ)?
Множественный выбор
Как вы считаете, блогеры/сообщества должны прислушиваться к критике аудитории и менять содержание своего контента, опираясь на мнение публики, или придерживаться своей позиции/видения?
Как вы считаете, блогеры/сообщества должны прислушиваться к критике аудитории и менять содержание своего контента, опираясь на мнение публики, или придерживаться своей позиции/видения
В каких социальных сетях, на Ваш взгляд, наиболее доброжелательные пользователи?
Множественный выбор
На Ваш взгляд, как наиболее правильно стоит избегать/реагировать на оскорбления/агрессию/травлю в социальных сетях?
Множественный выбор

 

Выборка исследования

С 14 по 15 декабря с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 2000 пользователей соцсетей старше 18 лет. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95% доверительной вероятности не превышает 2,5%.

Популярные материалы