Интернет 15 июля 2019

Жертвы таргетинга: россиян раздражает персонализированная реклама

Девять из десяти пользователей интернета видят рекламу именно тех товаров или услуг, которыми они интересовались ранее. Смущает ли россиян, что для показа таких «догоняющих» объявлений отслеживаются их интересы, личная информация и история браузера, считают ли они эту рекламу удобной и пытаются ли скрыть ее — в новом исследовании «Анкетолога».  

 

92%российских пользователей отметили рост количества рекламы в интернете в последнее время
48%сказали, что им неприятна реклама, основанная на их интересах и действиях в интернете

 

4%нравится, когда персонализированная реклама обращается к ним по имени

 

 

Подавляющее большинство опрошенных нами интернет-пользователей (91%) признались, что встречали рекламные объявления, соответствующие их более ранним запросам, интересам и действиям в Сети. Также 58% утверждают, что видели в интернете рекламу товаров и услуг сразу после того, как говорили о них по телефону или упоминали в мессенджерах, а 78% — что видели рекламу, которая повторяла их недавние запросы и покупки в офлайн-магазинах.

Любопытно, что сразу 83% пользователей из городов-миллионеров уверены в том, что товары или услуги, которыми они интересовались офлайн, «догоняют» их в виде рекламы в интернете, тогда как среди жителей малых городов с населением до 20 тыс. человек таких оказалось существенно меньше — 71%.

 

Большой брат надоел

Далее мы попросили респондентов оценить по 5-балльной шкале их отношение к «догоняющей» рекламе. Полезность такой рекламы они оценили в среднем на 2,5 балла, удобство — на 2,3 балла. К самому факту использования их данных для подбора релевантной рекламы пользователи относятся резко негативно (2 балла в среднем) и не видят плюсов в том, что такая реклама подстраивается под их интересы и предпочтения.

Также добавим, что персонализированные рекламные объявления, обращающиеся к пользователю по имени (например, в ленте соцсетей), приятно видеть лишь 4% опрошенных нами пользователей. Еще 14% относятся к ней с безразличием, почти половине опрошенных (48%) такая реклама неприятна, потому что вызывает ощущение использования их личных данных, а 34% признались, что им в принципе неприятна любая реклама.

Также 61% интернет-пользователей сказали, что их раздражает именно «догоняющая» реклама, основанная на их интересах, а совершенно спокойно относятся к ней лишь 3% интернет-пользователей в России. При этом подавляющее большинство опрошенных, которых раздражает «догоняющая» реклама (79%), наиболее неприятными ее элементами назвали сложность в закрытии рекламного объявления и внезапное появления рекламного окна.

 

Молодежь против рекламы

Как минимум время от времени переходят по ссылкам в «догоняющей» или персонализированной рекламе 25% пользователей, 42% делают это крайне редко, а 33% — не делают никогда.

Любопытно, что интерес к рекламе, основанной на индивидуальных предпочтениях и истории браузера, увеличивается с возрастом. Так, среди интернет-пользователей до 30 лет жмут на такую рекламу 20%, среди людей от 31 до 45 лет — 25%, 46–55 лет — 28%, старше 55 лет — 33%. Среди тех же, кто переходит по подобной рекламе, хотя бы время от времени покупали что-то 15%, покупали крайне редко — 29%, а никогда не покупали — 56%.

В целом же 92% опрошенных отметили увеличение количества рекламы в интернете в последнее время.

 

Сталкивались ли вы в интернете с рекламными объявлениями, которые полностью или частично соответствуют вашим более ранним поисковым запросам и просмотренным вами товарам/услугам/темам?

 

Сталкивались ли вы с тем, что спустя какое-то время после ваших действий вне Сети (например, покупки определенного товара в магазине, обращение к какому-либо специалисту и т. д.), в интернете появляются рекламные объявления, соответствующие товарам или услугам, которыми вы интересовались?

 

Сталкивались ли вы с тем, что спустя какое-то время после ваших действий вне Сети (например, покупки определенного товара в магазине, обращение к какому-либо специалисту и т. д.), в интернете появляются рекламные объявления, соответствующие товарам или услугам, которыми вы интересовались?

В населённом пункте с какой численностью населения вы проживаете?

Менее 20 тысяч человек

20-100 тысяч человек

100-500 тысяч человек

500 тысяч-1 млн человек

Более 1 млн человек

Определенно да

32,90%

39,20%

43,40%

38,70%

49,50%

Скорее да

37,60%

40,00%

34,20%

37,00%

32,70%

Скорее нет

18,80%

15,40%

18,00%

19,90%

15,90%

Определенно нет

10,60%

5,40%

4,40%

4,40%

1,80%

Сталкивались ли вы с тем, что спустя какое-то время после ваших разговоров по телефону или переписки с кем-либо, в интернете вам показываются рекламные объявления, соответствующие товарам/услугам, о которых шла речь в беседе?

 

Полезна ли для вас так называемая «догоняющая» реклама, основанная на ваших действиях и запросах в интернете (реклама, которая предлагает вам товары или услуги, которыми вы ранее интересовались в Сети)? Оцените по шкале от 1 до 5

 

Бесполезна, неактуальна — 1

Средняя оценка по ответам пользователей

Полезна, напоминает о необходимых товарах/услугах — 5

2,5

 

Удобна ли для вас «догоняющая» реклама? Оцените по шкале от 1 до 5

 

Создает для меня неудобства (мешает, отвлекает) — 1

Средняя оценка по ответам пользователей

Не создает неудобств для меня — 5

2,3

 

Как вы оцениваете тот факт, что для подбора «догоняющей» рекламы фиксируются ваши действия и запросы в Сети?

 

Отрицательно, кто-то следит за моим поведением и интересами в сети — 1

Средняя оценка по ответам пользователей

Положительно, реклама опирается на мои интересы и предпочтения, подстраиваясь под меня — 5

2

 

Как вы считаете, безопасна ли для пользователей «догоняющая» реклама?

 

Реклама небезопасна, она может навредить (можно наткнуться на вредоносное ПО, мошенников и т. д.) — 1

Средняя оценка по ответам пользователей

Реклама не несет никакой опасности и вреда для пользователей — 5

2,2

Переходите ли вы по ссылкам, которые вам предлагает «догоняющая» или персонализированная реклама?

 

Переходите ли вы по ссылкам, которые вам предлагает «догоняющая» реклама?

Ваш возраст:

18-30 лет

31-45 лет

46-55 лет

Старше 55 лет

Да, часто

2,80%

4,10%

3,00%

3,60%

Да, время от времени

16,50%

21,00%

24,90%

29,20%

Да, крайне редко

40,30%

41,70%

42,90%

44,80%

Нет, не перехожу

40,30%

33,20%

29,30%

22,40%

Совершали ли вы когда-либо покупку товара/услуги, переходя по рекламной ссылке?
% переходящих по ссылкам, которые предлагает «догоняющая» реклама

 

Вызывает ли у вас раздражение реклама, основанная на ваших личных интересах и запросах?

 

Вызывает ли у вас раздражение реклама, основанная на ваших личных интересах и запросах?

Ваш возраст:

18-30 лет

31-45 лет

46-55 лет

Старше 55 лет

Определенно да

31,00%

22,00%

24,80%

23,90%

Скорее да

36,20%

36,60%

34,20%

37,80%

Скорее нет

28,40%

38,50%

39,10%

36,70%

Определенно нет

4,30%

2,90%

1,80%

1,60%

Какая реклама вас особенно раздражает?
Множественный выбор, % от кол-ва опрошенных, которых раздражает реклама

 

По вашим личным ощущениям, стало ли больше рекламы в сети за последнее время?

 

Пытались ли вы каким-либо образом избавиться от догоняющей рекламы?
Множественный выбор

 

Как вы относитесь к всплывающей рекламе, рекламным рассылкам, которые содержат личное обращение к вам?

 

Выборка исследования 

С 12 по 15 июля с помощью онлайн-панели было опрошено 1600 человек старше 18 лет. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95% доверительной вероятности не превышает 2,5%.

Популярные материалы