Только раздражает! Россияне — о персонализированной рекламе в интернете
Россияне стали чаще видеть рекламу товаров и услуг, основанную на их поисковых запросах или действиях в Сети. При этом многие признались, что не могут реагировать на нее без негативных эмоций. Какими способами интернет-пользователи пытаются избежать подобной рекламы и часто ли они все же переходят по ссылкам, которые им навязывают, — в новом исследовании «Анкетолога».
Абсолютное большинство опрошенных интернет-пользователей (93%) встречали рекламные объявления, которые соответствовали их более ранним поисковым запросам или действиям в Сети. Причем в исследовании, которые мы проводили больше года назад, этот показатель был чуть ниже — 91%. Также 67% ответили, что сталкивались с рекламой товаров после того, как обсуждали их с кем-либо в телефонном разговоре или переписке (против 58% в предыдущем исследовании), а 81% — после действий вне интернета, например, обращения к какому-либо специалисту или совершения покупки в офлайн-магазине (против 78%).
Отметим, что в целом 93% респондентов считают — рекламы в интернете за последнее время стало заметно больше: 55% уверены в этом, еще 38% скорее придерживаются такого мнения.
Ни радости, ни пользы
Мы попросили респондентов оценить по 5-балльной шкале их отношение к «догоняющей» рекламе. Так, ее полезность оценили в среднем на 2,6 балла, что оказалось чуть выше, чем в нашем прошлом исследовании (2,5 балла), удобство — на 2,4 балла (против 2,3 балла), безопасность — на 2,2 балла (тоже 2,2 балла в предыдущем исследовании). Также опрошенные негативно оценивают сам факт, что для подбора подобной рекламы фиксируются их действия и запросы в интернете — на 2,1 балла (год назад — 2 балла).
На прямой вопрос, раздражает ли респондентов реклама, основанная на их интересах и поисковых запросах, положительно ответили в целом 62% опрошенных. При этом утверждают, что воспринимают ее абсолютно спокойно, лишь 4% интернет-пользователей в России. Отметим, что молодые люди относятся к подобной рекламе более негативно, чем старшее поколение — она раздражает 64% респондентов 18-30 лет, в то время как среди людей старшей 55 лет этот показатель составляет 59%.
Мы также узнали, как пользователи интернета относятся к рекламным рассылкам, объявлениям в соцсетях, которые обращаются к ним по имени. Только 5% ответили, что им приятно видеть такую рекламу. Почти половине опрошенных (47%) не нравится, что компании используют их личные данные, 32% в принципе не любят получать любую рекламу, еще 14% безразлично, содержат рекламные объявления личное обращение или нет.
Многие ли переходят по ссылке в рекламе?
В целом, четверть опрошенных (25%) ответили, что время от времени все же переходят по ссылкам в персонализированной или «догоняющей» рекламе, еще 38% делают это крайне редко, а 37% — никогда. При этом среди тех, кто открывал ссылку в подобной рекламе, в целом больше половины (52%) признались, что совершали покупку: 19% периодически покупали что-то, 33% делали это крайне редко.
Также отметим, что больше половины опрошенных пользователей интернета (53%) и не пытались как-либо избавиться от рекламы, основанной на их предпочтениях и истории браузера. В то же время почти треть (32%) ответили, что устанавливают на свои устройства программы, блокирующие рекламные объявления, 13% используют режим «Инкогнито» в браузере, 10% — альтернативные поисковики, не сохраняющие информацию о них, а 6% — VPN-сервисы.
Полезна ли для вас так называемая «догоняющая» реклама, основанная на ваших действиях и запросах в интернете (реклама, которая предлагает вам товары или услуги, которыми вы ранее интересовались в Сети)? Оцените по шкале от 1 до 5
|
||
Бесполезна, неактуальна — 1 |
Средняя оценка по ответам пользователей |
Полезна, напоминает о необходимых товарах/услугах — 5 |
2,6 |
Удобна ли для вас «догоняющая» реклама? Оцените по шкале от 1 до 5
|
||
Создает для меня неудобства (мешает, отвлекает) — 1 |
Средняя оценка по ответам пользователей |
Не создает неудобств для меня — 5 |
2,4 |
Как вы оцениваете тот факт, что для подбора «догоняющей» рекламы фиксируются ваши действия и запросы в Сети?
|
||
Отрицательно, кто-то следит за моим поведением и интересами в сети — 1 |
Средняя оценка по ответам пользователей |
Положительно, реклама опирается на мои интересы и предпочтения, подстраиваясь под меня — 5 |
2,1 |
Как вы считаете, безопасна ли для пользователей «догоняющая» реклама?
|
||
Реклама небезопасна, она может навредить (можно наткнуться на вредоносное ПО, мошенников и т. д.) — 1 |
Средняя оценка по ответам пользователей |
Реклама не несет никакой опасности и вреда для пользователей — 5 |
2,2 |
Выборка исследования
С 14 по 15 января с помощью онлайн-панели было опрошено 1900 человек старше 18 лет. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95% доверительной вероятности не превышает 2,5%.