Как создать шкалу в конструкторе анкет «Анкетолог»? Краткий гайд
Поскольку маркетологов чаще интересуют не факты, а отношение к чему-либо, в анкетах часто встречаются оценочные шкалы. При этом дизайн шкалы во многом определяет качество и детализацию собранных данных. Какими преимуществами обладают разные виды шкал и как в конструкторе анкет «Анкетолог» создать вопрос для каждой из них, – читайте в нашем новом материале.
Шкала Лайкерта
Универсальный инструмент для измерения субъективных впечатлений.
Используя шкалу, мы предлагаем респонденту оценить степень своего согласия или несогласия с утверждением по шкале от 1 до 5 (или до 7).
С помощью шкалы Лайкерта оценивают:
- отношение (от «Очень плохо» до «Очень хорошо»);
- согласие (от «Абсолютно не согласен» до «Полностью согласен»);
- важность (от «Совершенно не важно» до «Очень важно»);
- удовлетворенность (от «Очень недоволен» до «Очень доволен»);
- намерение совершить покупку (от «Точно не куплю» до «Точно куплю»);
- частоту покупок (от «Никогда» до «Всегда»).
Для создания шкалы Лайкерта в конструкторе анкет «Анкетолог» используют типы вопросов «Шкала» и «Матрица». Тип вопроса «Шкала» подходит для оценки одного утверждения, «Матрица» – для группы утверждений.
Шкала Лайкерта, настройка вопроса «Шкала» в конструкторе анкет «Анкетолог»
Шкала Лайкерта, отображение вопроса «Шкала» респонденту
Шкала Лайкерта, настройка вопроса «Матрица» в конструкторе анкет «Анкетолог»
Шкала Лайкерта, отображение вопроса «Матрица» респонденту
Семантический дифференциал
Семантический дифференциал хорош тем, что с его помощью можно просто и быстро оценить почти любой сложный объект: видеорекламу, упаковку товара, логотип, событие или ситуацию. В результате исследователь получает описательный образ объекта, который сформировался в сознании потребителя, но может им даже до конца не осознаваться.
Используя этот метод, мы предлагаем респондентам оценить объект по ряду биполярных шкал, где минимум и максимум заданы антонимами. Например, «классический – современный», «взрослый – молодежный», «сдержанный – яркий». Это позволяет понять, насколько точно потребитель считывает ключевые, вложенные в объект месседжи.
Для создания такой конструкции используют тип вопроса «Шкала». В настройках вопроса в поле «Диапазоны» нужно указать пары прилагательных, а в «Вариантах» – пункты шкалы. Чаще всего используют шкалу из 7 пунктов от -3 до +3, включая 0. Но можно использовать как менее, так и более дробные шкалы.
Шкала семантического дифференциала, настройка вопроса «Шкала» в конструкторе анкет «Анкетолог»
Шкала семантического дифференциала, отображение вопроса «Шкала» респонденту
NPS – индекс лояльности клиента
Лояльность потребителей – один из ключевых бизнес-показателей, которые отслеживают компании. И вот почему:
- Привлечь нового клиента стоит в 5-25 раз дороже, чем удержать существующего;
- Лояльные клиенты покупают снова в 4 раза чаще других;
- Сократив отток клиентов на 5%, можно увеличить доход на 25-95%;
- Лояльные клиенты не только покупают сами, но и приводят новых клиентов из числа своих друзей и знакомых.
Для малого и среднего бизнеса управление лояльностью – спасательный круг, который помогает им удержаться на плаву. Поскольку конкуренция по цене с федеральными игроками бессмысленна, малые и средние предприниматели вкладывают средства в формирование прочных отношений с клиентами.
Значение индекса NPS говорит о готовности аудитории рекомендовать товар или услугу своему окружению. Для расчета индекса респондентов просят оценить вероятность, что они будут рекомендовать продукт своим друзьям и знакомым, по шкале от 0 до 10. По результатам опроса потребителей делят на три группы: промоутеры (9-10 баллов), нейтралы (7-8 баллов) и критики (0-6 баллов). Итоговое значение рассчитывают по формуле: NPS = (кол-во промоутеров – кол-во критиков) / кол-во респондентов * 100. Значение индекса варьируется от -100 до 100.
В конструкторе анкет для расчета индекса используют тип вопроса «Шкала». Для этого нужно заполнить поле «Текст вопроса» и указать варианты ответов от 0 до 10. При необходимости в настройках вопроса можно отключить текстовые подписи к нижней и верхней границе диапазона («точно не порекомендую» и «точно порекомендую»).
Индекс NPS, настройка вопроса «Шкала» в конструкторе анкет «Анкетолог»
Индекс NPS, настройка вопроса «Шкала» в конструкторе анкет «Анкетолог»
Индекс NPS, отображение вопроса «Шкала» респонденту
Индекс NPS, отображение вопроса «Шкала» респонденту
Индекс NPS, отображение вопроса «Шкала» респонденту
CSI – индекс удовлетворенности клиента
По данным исследований, за год компания может потерять 10-30% клиентов, которые были неудовлетворительны продуктом. Это плохо ещё и потому, что недовольные клиенты рассказывают о своём негативном опыте знакомым или оставляют разгромные отзывы о компании в интернете.
В то время как довольные клиенты рекомендуют продукт другим. Что особенно ценно сегодня, когда люди меньше доверяют рекламе и больше ориентируются на личные и интернет-отзывы.
В бизнесе уже давно наметился тренд на выстраивание долгосрочных отношений с клиентом. Постоянные клиенты покупают больше и чаще, с интересом встречают новинки и рекомендуют продукт знакомым. При этом большой пул постоянных клиентов позволяет компаниям существенно экономить маркетинговый бюджет.
CSI не так известен, как NPS, но тоже часто встречается в опросах. Индекс измеряет удовлетворенность той или иной характеристикой продукта с учетом ее значимости для потребителя. Методика состоит из двух вопросов: сначала респондента просят оценить значимость параметров из списка, затем – свою удовлетворенность каждым из них. После чего по каждому параметру аудиторию делят на четыре сегмента: «значим и удовлетворен», «значим и не удовлетворен», «не значим и удовлетворен» и «не значим и не удовлетворен».
Часто в анкетах спрашивают об удовлетворенности какой-то характеристикой продукта, но пропускают вопрос о ее значимости для клиента. Такой подход искажает методику: мы получаем более общую картину «удовлетворен – не удовлетворен» без полутонов.
В конструкторе анкет CSI измеряют с помощью вопросов типа «Шкала» (для оценки одной характеристики) или «Матрица» (для нескольких характеристик). Для этого заполняют поле «Текст вопроса», указывают варианты ответов от 0 до 10 и задают их внешний вид (числовая шкала, цветовой градиент, звезды или эмодзи).
Индекс CSI, настройка вопроса «Шкала» в конструкторе анкет «Анкетолог»
Индекс CSI, настройка вопроса «Шкала» в конструкторе анкет «Анкетолог»
Индекс CSI, отображение вопроса «Шкала» респонденту
Индекс CSI, отображение вопроса «Шкала» респонденту
Мнемонические шкалы
Мнемонические или рисованные шкалы решают сразу две задачи: облегчают формулировку подсказок для исследователя и упрощают выбор ответа для респондента. В отличие от текстового описания, рисунки более ясно и однозначно выражают спектр возможных реакций на тот или иной вопрос.
Исследования подтверждают, что визуальное оформление анкеты влияет на скорость заполнения и полноту данных. Так, анкету с интерактивными элементами, логотипами и изображениями респонденты в среднем заполняли быстрее. Более того, даже определенные цвета фона анкеты могут снизить долю незавершенных анкет.
В конструкторе анкет «Анкетолог» в настройках вопроса «Шкала» числовые значения можно заменить цветовым градиентом, звездами или эмодзи. Кроме того, стандартные изображения пунктов шкалы можно заменить на собственные. Для этого нужны сами изображения и умение обращаться с CSS-кодом для замены значений. Подробнее о том, как добавить в анкету CSS-код, можно прочитать здесь.
Мнемонические шкалы, настройка вопроса «Шкала» в конструкторе анкет «Анкетолог»
Мнемоническая шкала, отображение вопроса «Шкала» респонденту
Мнемоническая шкала, отображение вопроса «Шкала» респонденту
Мнемоническая шкала, отображение вопроса «Шкала» респонденту