First click test или как обнаружить юзабилити-проблему с первого клика
В августе в конструкторе анкет «Анкетолог» появился новый тип вопроса – клик-тест. Спешим рассказать, как с помощью этой опции можно легко и быстро оценить удобство отдельных экранов десктопных и мобильных интерфейсов.
Часто из-за ограниченного бюджета и жёстких сроков компании отказываются от полноценных UX-исследований. Такое решение может обернуться ещё большими затратами, но уже на этапе разработки, когда изменения нужно будет вносить не в прототип, а в рабочую версию продукта.
В таких случаях незаменимым будет тест первого клика – быстрый и недорогой способ оценки юзабилити-решений. Клик-тест проводится онлайн, поэтому исследователю не нужно лично связываться с респондентами, чтобы пригласить их в UX-лабораторию, и модерировать тестирование.
Достоверность результатов на выборках в 30-50 человек убивает сразу двух зайцев. Так, мы экономим время (если собираем ответы сами) и деньги (если запускаем опрос по онлайн-панели). Сам тест – от создания анкеты до анализа результатов – занимает от 24 часов. Что позволяет быстро проверять целые блоки продуктовых гипотез.
Для запуска клик-теста не нужен рабочий интерфейс – достаточно иметь некликабельный макет экрана. Благодаря чему можно ловить ошибки уже на этапе прототипирования, когда их исправление стоит не так дорого.
Результаты теста наглядны и легко интерпретируются. Вам не потребуются дополнительные расчеты или графики для принятия решения. Взглянув на карту кликов, вы сразу увидите, как распределились ответы респондентов по экрану интерфейса.
Что такое тест первого клика
В клик-тесте респонденту показывают один экран и дают задание, для выполнения которого нужно нажать на один из элементов интерфейса. Результаты теста отображаются в виде тепловой карты, где отдельные области окрашены в разные цвета в зависимости от количества кликов. Тест первого клика позволяет измерять частоту и скорость выбора каждого сценария решения задания. На основе этих двух показателей можно делать выводы о том, насколько понятен и интуитивен интерфейс для решения конкретной задачи.
В основе метода лежит закономерность, обнаруженная UX-исследователем Бобом Бейли еще в 2006 году, – если первый клик был сделан правильно, то вероятность успешного выполнения задания составляет 87%, если нет – то всего 46%. Другими словами, если уже на первом шаге пользователи допускают ошибки, это сигнал о том, что на экране есть юзабилити-проблема, которую нужно исправлять.
Как провести тест первого клика
Как и любое исследование, тест первого клика начинается с гипотезы. Если вы работаете с уже действующим продуктом, обнаружить узкие места помогут данные систем веб-аналитики (Яндекс.Метрика и Google Analytics). Это могут быть страницы с высокой долей отказов или низкой конверсией в целевое действие. Если таких данных нет, попробуйте оценить интерфейс экспертно, составив список возможных проблем самостоятельно или вместе с коллегами.
Примеры гипотез, которые можно проверить с помощью клик-теста:
- Интернет-издание: как поделиться статьей в социальных сетях;
- E-commerce сайт: как оплатить покупку подарочной картой;
- Интернет-банк: как выбрать период для формирования выписки по счету;
- Приложение для каршеринга: как подать жалобу на предыдущего водителя;
Сайт авиакомпании: как оформить страховку от невылета за границу.
Требования к тестируемому экрану
Поскольку клик-тест фиксирует не нажатие на кнопку, а координаты клика, исследование можно проводить уже на этапе разработки прототипа. Это позволяет сравнивать между собой некликабельные макеты и выбирать лучшие решения еще до того, как на их реализацию будут затрачены ресурсы разработчиков.
Клик-тест также фиксирует время с момента открытия задания до первого нажатия. По этим двум параметрам (доля и среднее время успешных кликов) можно сравнивать между собой несколько похожих макетов, старую и новую версию дизайна, а также решения конкурентов. Так, у вас будет надежный ориентир, чтобы оценить полученный результат.
При этом нужно проверять, как будет отображаться макет при заполнении анкеты с разных устройств. Экраны мобильных приложений допустимо тестировать на всех устройствах. Для теста сложного интерфейса со множеством мелких деталей нужно отбирать владельцев устройств, для которых он был разработан.
Оптимальная длина анкеты
Иногда чтобы сэкономить время и деньги, респондентам предлагают оценить сразу несколько экранов в одной анкете. С позиции методологии это не совсем верно, поскольку предыдущий экран влияет на восприятие последующего. Сгладить эффект «прайминга» поможет случайный порядок отображения вопросов в анкете. При этом важно помнить, что чем длиннее анкета, тем ниже качество собранных данных. Чтобы минимизировать усталость респондентов от опроса, старайтесь удерживать длительность заполнения анкеты в пределах 8-10 минут.
Одно из преимуществ клик-теста заключается в том, что на его создание требуется всего пара минут. В конструкторе анкет «Анкетолог» для этого достаточно добавить текстовое описание задания и загрузить изображение экрана. В настройках вопроса нужно дополнительно активировать опцию «Фиксировать время ответа», чтобы этот параметр отобразился в итоговом отчете.
Формулировка задания
UX-исследователи также рекомендуют тщательно подходить к формулировке задания. Она должна подразумевать, что на вопрос нельзя дать правильный или неправильный ответ. К примеру, конкретный вопрос «Куда бы вы кликнули, чтобы найти часы работы отделения банка?» лучше заменить на более общее описание ситуации, в которой пользователю может потребоваться эта информация:
«Представьте, что вы сменили паспорт, и банк просит вас актуализировать паспортные данные. Эта процедура требует личного присутствия для предъявления оригинала документа. Вы хотите узнать, успеете ли вы попасть в офис банка после работы. Куда бы вы нажали, чтобы уточнить эту информацию?».
При этом важно избегать специальной терминологии, из-за которой респонденты могут «зависнуть», а также слов, которые могут навести их на возможный ответ. Например, не стоит спрашивать «Куда бы вы нажали, чтобы получить помощь специалиста?», если верным ответом будет кнопка «Помощь».
После того, как респонденты выполнили основное задание, вы можете задать им дополнительные вопросы. С помощью вопросов типа «Шкала» можно уточнить, насколько трудно им было выполнить предложенное задание или насколько они уверены в том, что дали верный ответ. Вы также можете добавить вопрос с полем для ввода ответа в свободной форме, чтобы собрать более развернутую обратную связь.
Сбор ответов: своя база или внешняя аудитория
Чтобы собрать ответы, распространите ссылку на готовую анкету среди целевой аудитории проекта. Это могут быть посетители вашего сайта, подписчики email-рассылки или бизнес-аккаунтов в социальных сетях, участники тематических форумов. Если вы тестируете продукт в стадии разработки или хотите узнать, с какими проблемами могут столкнуться пользователи конкурентных решений, для сбора ответов подойдет онлайн-панель респондентов.
Если вы решили использовать внешнюю аудиторию, то в начале анкеты нужно вставить дополнительный блок вопросов, чтобы отсеять тех, кто не относится к вашей целевой аудитории. Мы уже рассказывали о том, как отобрать респондентов для качественного юзабилити-тестирования. Если кратко, то критериями отбора могут быть:
- опыт использования вашего продукта;
- опыт использования продуктов конкурентов;
- намерение использовать продукт в ближайшем будущем;
- цель использования продукта;
- устройство и операционная система;
- социально-демографические характеристики респондента.
Объем выборки
UX-исследователи по-разному оценивают необходимый объем выборки. По подсчетам специалистов, от 20 до 100 респондентов (в зависимости от количества возможных сценариев выполнения задания) уже будет достаточно, чтобы оценить качество юзабилити-решения.
Как анализировать и интерпретировать результаты клик-тест
Прежде всего нужно понять, сколько всего кликов можно сделать на экране. К примеру, на экране есть 10 кнопок, которые дают 100% возможностей куда-то нажать. Таким образом, запустив тест, вы сможете рассчитать долю кликов, сделанных по каждой области.
Если на тепловой карте есть скопление неверных кликов, значит на экране есть элемент, который слишком похож на правильный ответ и перетягивает на себя внимание. Если же клики, наоборот, рассредоточены по всему экрану, скорее всего респонденты просто запутались и кликали наугад.
Если на выполнение задания было затрачено слишком много времени – ваше решение не работает. С другой стороны – если респонденты кликают по неверным областям слишком быстро, скорее всего, на экране есть элемент, который так похож на верный ответ, что пользователи никогда не задумаются дважды перед нажатием.
Если респонденты справляются с заданием, но до конца не уверены в своем ответе, это может быть сигналом о проблеме. То же самое можно сказать, если участники опроса отвечают верно, но в последующих вопросах анкеты оценивают задание как трудное.
Заключение
Тест первого клика – это простой, быстрый и относительно недорогой способ понять, как пользователи взаимодействуют с продуктом. При этом для запуска теста даже не обязательно иметь работающий интерфейс. В общем, все, о чем только можно мечтать, чтобы начать применять исследовательский подход к проектированию интерфейсов.