Бизнес 07 ноября 2023

Авторынок-2023. Исследование

За последние полтора года на российском авторынке произошли серьезные изменения. Большинство иностранных производителей остановили свои заводы в России и поставки, а некоторые объявили о полном уходе и продаже активов. Среди ушедших – иномарки Toyota, Renault, Nissan, BMW, Mercedes-Benz и другие бренды.

Активы некоторых автоконцернов были переданы российским госструктурам и предпринимателям. Так, бывшие заводы французской Renault и японской Nissan перешли «АвтоВАЗу». 

Европейские, американские и японские автомобили продолжают поступать в Россию путем параллельного импорта. И здесь есть свои сложности: приспособленность к другому климату (не российскому), отсутствие гарантийного обслуживания, затраты на логистику. По словам эксперта Газеты.ru, российский авторынок вернулся к 90-м, когда клиенту за его деньги могут привезти все что угодно, но с повышенными рисками и без гарантийного обслуживания. 

 

Chery Tiggo 4 PRO

 

Как россияне оценивают отечественный авторынок?

Мы опросили 1880 российских автовладельцев. В целом 42% считают, что отечественный авторынок изменился в худшую сторону за последние два года, а 32% – что, напротив, он улучшился. Еще 14% не видят изменений, а 12% затруднились ответить.

Что касается ситуации на дорогах, 52% респондентов заметили уменьшение количества американских автомобилей, и 36% – европейских. Также около половины (48%) автолюбителей отмечают, что стало больше отечественных марок.

Что важно, более половины (53%) респондентов доверяют автомобилям отечественного производства. Чаще всего готовы ездить на машинах LADA (25%) и Aurus (12%).

В открытом вопросе мы попросили респондентов одним прилагательным охарактеризовать отечественный автопром. Наиболее популярные ответы:

  • Ненадежный/плохой – 7%
  • Надежный – 5%
  • Развивающийся – 5%
  • Некачественный/никакой – 3%
  • Доступный/дешевый – 3%
  • Качественный – 3%
  • Дорогой –  2%
  • Нормальный/простой – 2%
  • Родной – 2%

В целом 62% респондентов задумывались в последние два года о смене автомобиля. И чаще россияне рассматривают для покупки иномарки (47%): 26% – новые, 21% – подержанные. Также 15% автовладельцев планировали приобрести российский автомобиль: 12% – новый, и 3% – с пробегом.

 

Автомобили подорожали более, чем на треть – так считают 59% опрошенных

Еще одна проблема – стремительный рост цен, вызванный валютными колебаниями и дефицитом иномарок. По данным Росстата, в 2022 году средняя цена на новые и подержанные автомобили подскочила на 24%. И цены продолжают двигаться вверх: по оценкам Автостата, за последний месяц на российском рынке более 15 автомобильных брендов подняли стоимость на свои марки.

Абсолютное большинство (91%) опрошенных отслеживают цены на автомобили. Чаще всего интересуют такие марки, как Toyota (24%), LADA (22%), Kia (20%). Также 15% отслеживают стоимость на автомобили Hyundai (15%), 12% – Volkswagen, 11% – Nissan, 10% – Haval. Также в десятку популярных ответов вошли Mazda, Skoda и BMW (по 9%).

Только 4% опрошенных отмечают умеренный рост цен на автомобили – в пределах 10%. Также 38% считают, что стоимость машин выросла на 10-30%. Треть (32%) автовладельцев отмечают рост цен на 30-50%, 15% – на 50-70%, и 11% – более, чем на 70%.

 

76% заметили в продаже новые китайские иномарки

Тем не менее, ситуация на российском авторынке налаживается. После падения рынка в сложном 2022, в нынешнем году количество проданных автомобилей выросло на 41%. И, как прогнозирует Автостат, положительная динамика продолжится до конца года.

Место европейских, японских и американских автомобильных брендов сегодня занимают марки из Китая – их доля оценивается Автостатом в 52%. Российским же брендам достается доля в 31%. Остальные 17% делят между собой продажи американских, европейских, японских, корейских машин, поставляемых параллельным импортом.

Большинство (56%) автовладельцев относятся нейтрально к нашествию китайских иномарок, 29% – положительно, и 15% – негативно.

В целом 76% опрошенных заметили появление новых китайских марок в продаже. Наиболее известные – Chery (48%), Geely (42%), Tank (35%). По 34% опрошенных знают китайские автомобили Exeed, Omoda и Changan, 30% отметили марку JAC. В десятку популярных китайских иномарок также вошли Foton (13%), Evolute (13%) и Dongfeng (11%).

ТОП-5 привлекательных для покупки китайских иномарок – Chery (27%), Exeed (23%), Geely (21%), Omoda (19%) и Tank (18%).

 

 

В целом 17% опрошенных россиян на данный момент водят автомобиль LADA, 10% – Toyota, 9% – Kia. Также 8% имеют Hyundai, 7% – Renault, 6% – Nissan, и тоже 6% – Volkswagen. Распространенными марками также оказались Chevrolet (4%), Mazda (4%) и BMW (3%).

Только 4% опрошенных меняют автомобиль хотя бы раз в два года. Более четверти (28%) покупают новую машину приблизительно каждые три-пять лет, 38% – раз в шесть-десять лет, и 30% – реже.

Респонденты также поделились, как они шутливо называют свой автомобиль. Представляем ТОП-7 ответов:

  • Ласточка – 11% 
  • Машина/Машинка – 9%
  • Красавица/Красавчик – 3%
  • Тачка – 3%
  • Малыш – 2%
  • Любимая/Любимка – 2%
  • Девочка – 2%

 

Какой марки Ваш автомобиль?
Множественный выбор, наиболее популярные варианты
На какую марку отечественного производителя Вы готовы поменять свой автомобиль?
В какой стране произведен Ваш автомобиль?
% владельцев иномарок
Как часто Вы меняете автомобиль?
Задумывались ли Вы поменять автомобиль в последние два года (2021-2023 гг.)?
Отслеживаете ли Вы цены на автомобили?
Цены на какие марки автомобилей Вы отслеживаете?
Множественный выбор, наиболее популярные варианты % опрошенных, которые отслеживают цены на автомобили
Цены на какую марку Вас больше всего интересуют?
Наиболее популярные варианты % опрошенных, которые отслеживают цены на автомобили
Как Вы считаете, изменился ли российский рынок автомобилей за последние два года?
Заметили ли Вы появление новых марок автомобилей на российском рынке?
Какие новые марки автомобилей Вы замечали?
Множественный выбор, наиболее популярные варианты % опрошенных, которые замечали новые марки автомобилей

 

Выборка исследования

С 16 по 23 октября с помощью онлайн-панели Anketolog.ru было опрошено 1 880 российских автовладельцев. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не превышает 2,5%.

Популярные материалы