Хотели «Тойоту», но купим «Ладу». Какие марки автомобилей сегодня востребованы в России
Треть россиян отказались от приобретения автомобиля в этом году из-за роста цен и других последствий санкций. Однако еще 28% не планируют откладывать покупку. Мы узнали, за какую стоимость они готовы купить автомобиль, какие именно марки рассматривают и на какие обратили бы внимание при более благоприятных условиях.
Согласно опросу, 28% россиян планируют приобрести автомобиль в ближайший год, еще 33% собирались это сделать, но изменили свои планы.
Среди россиян, которые отказались от покупки автомобиля в ближайший год, 82% пришли к такому решению из-за роста цен, 43% — ухудшения материального положения, 32% — нестабильной геополитической ситуации. Более четверти (27%) изменили планы из-за ухода зарубежных компаний с российского авторынка, 25% — роста ставок по кредитам, и 12% — повышения тарифов на страхование автомобиля.
Многие планируют покупать автомобиль на имеющиеся сбережения
Далее мы опрашивали только тех граждан, которые намерены приобрести автомобиль в течение ближайшего года. Если говорить о цене, которую респонденты планируют потратить на покупку, большая часть (34%) рассматривают модели стоимостью от 500 тысяч до 1 миллиона рублей, 26% — от 1 до 1,5 миллиона, 22% — от 250 до 500 тысяч. Также 20% рассчитывают потратить от 1,5 до 3 миллионов рублей, 9% — до 250 тысяч, и только 5% — свыше 3 миллионов. При этом женщины чаще рассматривают автомобили стоимостью до 1 миллиона рублей, а мужчины — дороже этой суммы.
Отметим, что, по мнению респондентов, автомобили сегодня стоят очень дорого — степень высоты цен они оценивают в среднем на 8,4 балла из 10. При этом 49% ожидают снижения стоимости автомобилей в течение ближайшего года.
Несмотря на высокий уровень цен, чаще всего респонденты намерены приобретать автомобиль на собственные сбережения — так ответили 59% опрошенных. Около половины (45%) рассматривают кредит, 29% — обмен имеющегося транспорта, 24% — продажу другой собственности, например, квартиры или участка. Также 12% планируют воспользоваться сбережениями родственников или знакомых, и 6% — автолизингом.
Какой автомобиль планируют брать?
В целом 58% респондентов планируют купить автомобиль с пробегом, и 55% — новый. Что важно, в нашем исследовании от октября 2021 года россияне, напротив, чаще рассматривали новые автомобили (62% опрошенных), и реже — подержанные (49%).
Ожидаемо, что чем выше уровень дохода респондентов, тем чаще они планируют покупать новые автомобили и реже — с пробегом. Также данные отличаются в разрезе пола и возраста: подержанные автомобили чаще намерены покупать женщины и респонденты 30-45 лет, а новые — мужчины и опрошенные старше 45 лет.
Что касается страны-производителя, абсолютное большинство опрошенных (84%) рассматривают иномарки (против 91% в октябре 2021 года). Покупать автомобиль отечественного производства намерены 31% (против 23%).
Далее мы узнали, автомобили каких конкретно марок респонденты рассматривают для покупки. Чаще всего называли производителей LADA (27%), Kia (26%), Toyota (22%) и Hyundai (22%). Несколько реже опрошенные планируют покупать автомобили марок Nissan (14%), Volkswagen (13%), Renault (12%), Skoda (12%), Chevrolet (11%) и Ford (10%).
Мы также спросили респондентов, автомобиль какой марки они бы предпочли, если не брать во внимание рост цен, отсутствие поставок деталей и другие санкционные изменения на рынке. Так, 30% приобрели бы автомобиль марки Toyota, 25% — Kia, 23% — Hyundai, 19% — Volkswagen. Производителя Nissan отметили 18%, LADA — 17%, BMW — 16%. В десятку наиболее желаемых марок также вошли Audi (15%), Skoda (14%) и Ford (13%).
Оцените по 10-балльной шкале, как бы Вы в целом оценили текущий уровень цен на рынке автомобилей? | |
Общее среднее | 8,4 |
Выборка исследования
С 9 по 10 июня с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1700 россиян старше 18 лет, планирующих покупать автомобиль в ближайший год. Выборочная совокупность строилась согласно квотам по полу, возрасту и месту жительства респондентов в соответствии с социально-демографическими характеристиками населения России. В исследовании принимали участие жители городов РФ с населением от 100 тыс. чел.
Купить полное исследование потребительских предпочтений на рынке автомобилей