Для молодых без детей. Россияне составили портрет потребителя шеринг-услуг
Как россияне относятся к концепции совместного потребления, какие плюсы и минусы в этом видят и каким представляют типичного потребителя шеринговых услуг — в новом исследовании «Анкетолога».
Согласно опросу, абсолютному большинству россиян (94%) гораздо комфортнее владеть вещами, чем брать их в аренду. Причем если для 26% из них приемлемо брать вещи во временное пользование, то 70% ответили, что им принципиально важно иметь собственное имущество.
Что интересно, обладать личными вещами чаще важно для людей старшего поколения — 75% опрошенных от 55 лет против 64% респондентов от 18 до 30 лет. В то же время представители молодежи чаще отвечали, что в принципе могли бы использовать вещи совместно с другими людьми — 33% опрошенных 18-30 лет против 19% старше 55 лет.
В целом среди тех, кто предпочитает владеть имуществом, 86% важно иметь личное жилье, по 83% — одежду и обувь, 82% — электронные устройства, например, смартфон или ноутбук, 77% — мебель, 76% — бытовую технику, а 61% — автомобиль. Однако заметим, что женщины чаще хотели бы иметь собственную недвижимость, мебель, ювелирные украшения, одежду и обувь, товары для детей. А мужчины — личный автомобиль и собственные инструменты для ремонта.
Далеко не всем нравится концепция совместного потребления
В целом только 37% опрошенных россиян положительно относятся к совместному потреблению товаров и услуг. Еще 34% воспринимают такую экономическую модель нейтрально, а 29% — отрицательно. Одобрительное отношение чаще встречается тоже среди молодежи — у 53% опрошенных 18-30 лет против 26% людей старше 55 лет. При этом среди респондентов старшего поколения около половины воспринимают идею совместного потребления негативно (43% против 14% респондентов 18-30 лет).
Что любопытно, россияне довольно низко оценивают выгоду от использования вещей совместно с другими людьми — в среднем на 5,6 балла из 10. Экологичность такой модели потребления опрошенные оценили тоже невысоко — на 5,7 балла. А наиболее низкую оценку поставили удобству аренды вещей — 4,8 балла.
Мы также отдельно спросили респондентов, какие минусы они видят в совместном использовании товаров и услуг. Так, большинство (75%) считают, что не все вещи комфортно делить с кем-либо, например, одежду или обувь. Чуть меньшее число опрошенных (72%) отметили отсутствие гарантии чистоты арендованных вещей, 61% — угрозу мошенничества, 58% — быстрый износ товаров совместного использования, а 49% — их небезопасность.
Как бы то ни было, в целом 90% видят также и плюсы в совместном потреблении. Среди них 49% отмечают в этом возможность использовать вещи, которые не могут приобрести, 48% — экономию времени или средств, 40% — получение дополнительного дохода для арендодателей. Кроме того, 38% считают, что услуги шеринга — отличная возможность оценить товар перед покупкой, а 37% — что это удобно, например, человеку не надо тратить деньги на содержание имущества.
Каким россияне представляют потребителя шеринг-услуг
По мнению россиян, спрос на совместное использование вещей не очень высок в нашей стране. Востребованность услуг аренды они оценили в среднем на 4,6 балла из 10.
Далее мы предложили респондентам составить портрет типичного потребителя шеринговых услуг в России. Так, в большинстве случаев опрошенные считают, что это мужчина (62%) моложе 35 лет (90%), не находящийся в постоянных отношениях или браке (83%). Кроме того, по мнению многих респондентов, у такого клиента нет детей (59%), он проживает в городе (78%) и имеет достаток ниже среднего (71%).
Что касается личного опыта аренды имущества, то в целом 52% опрошенных когда-либо использовали вещи совместно с другими людьми: 30% только раз обращались к шеринговым услугам, 22% делали это неоднократно.
Чаще всего арендовали жилье — 53% респондентов, имеющих опыт совместного потребления. Также 36% брали напрокат автомобиль, 29% — спортивный инвентарь, например, велосипед или лыжи, 26% — книги, 24% — оборудование для стройки и ремонта, 21% — бытовую технику, а по 13% — электронные устройства, например, смартфон, и одежду.
При этом отметим, что респонденты невысоко оценивают личный опыт совместного потребления — лишь на 6,4 балла из 10 возможных.
Оцените по 10-балльной шкале, насколько в целом, на Ваш взгляд, совместное потребление (аренда вещей, предметов) является более выгодным, экономным вариантом пользования, чем полноценное обладание имуществом? | |
Общий средний балл | 5,6 |
Оцените по 10-балльной шкале, насколько в целом, на Ваш взгляд, совместное потребление (аренда вещей, предметов) является более экологичным вариантом пользования, чем полноценное обладание имуществом? | |
Общий средний балл | 5,7 |
Оцените по 10-балльной шкале, насколько в целом, на Ваш взгляд, совместное потребление (аренда вещей, предметов) является более удобным вариантом пользования, чем полноценное обладание имуществом? | |
Общий средний балл | 4,8 |
Оцените по 10-балльной шкале, насколько востребованным, актуальным, на Ваш взгляд, является совместное потребление (аренда вещей, предметов) в России? | |
Общий средний балл | 4,6 |
Как бы Вы в целом оценили свой опыт совместного потребления (аренды вещей, предметов) по 10-балльной шкале? | |
Общий средний балл | 6,4 |
Выборка исследования
С 21 по 22 апреля с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1800 россиян старше 18 лет. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не превышает 2,5%.