51% россиян откладывают деньги на случай непредвиденных обстоятельств. Это больше, чем до пандемии
Более половины опрошенных россиян считают, что ситуация с COVID-19 повлияла на их практики ведения семейного бюджета. По сравнению с февралем 2020 года респонденты чаще отвечали, что откладывают «финансовую подушку безопасности», занимаются инвестированием и пользуются банковскими картами с кешбэком. Подробности — в новом исследовании «Анкетолога».
Согласно исследованию, более половины опрошенных россиян (58%) обычно заранее распределяют деньги на все запланированные расходы, этот показатель почти не изменился с исследования, которое мы проводили в феврале 2020 года (59%). При этом среди них 21% всегда делают накопления, 37% — только когда остаются свободные средства. Еще треть (34%) хотя и не планируют бюджет, но тратят деньги разумно, а 7% признались, что не задумываются об этом и живут сегодняшним днем.
Что касается конкретных методов планирования бюджета, 51% откладывают сумму на случай непредвиденных обстоятельств, причем в начале 2020-го так ответило 48%. Меньшее число опрошенных (41%) ведут учет и планирование доходов и расходов (против 44% в 2020-ом), 29% делают регулярные сбережения на различные цели (против 30%), например, на отпуск. Кроме того, 17% инвестируют финансовые средства (в начале 2020 этим занимались 11%), 12% делают сбережения с долгосрочной перспективой, например, откладывают на образование или делают пенсионные вклады (против 10%). Никакие методы не используют 11% (тоже 11% в 2020-ом).
В целом отметим, что, по словам более половины опрошенных (55%), пандемия коронавируса повлияла на их практики ведения семейного бюджета. В обратном же уверены лишь 12% респондентов.
Как россияне экономят на покупках
Среди опрошенных россиян, ведущих учет финансов, 16% используют для этого специальные приложения (против 12% в прошлом исследовании), 12% имели такой опыт ранее (против 16%). Если говорить о конкретных программах для учета доходов и расходов, то 17% когда-либо использовавших их знакомы с приложением «Финансы», по 16% — с CoinKeeper и «Домашней бухгалтерией». В десятку популярных приложений вошли «Ежедневный бюджет» и Money Wallet (по 11%), Wallet и «Дзен-мани» (по 10%), EasyFinance и Monefy (по 6%), а также Money Manager (5%).
Что любопытно, россияне стали больше использовать банковские карты с кешбэком и бонусами — 81% против 77% в начале 2020-го. Причем увеличилось число тех, кто имеет оба вида карт (34% против 30% в прошлом исследовании) и предпочитает использовать только карту с кешбэком (28% против 20%). Однако уменьшилось количество опрошенных, использующих лишь банковскую карту с бонусами (19% против 27%).
Также мы узнали, что 60% респондентов используют различные приложения в телефоне, позволяющие экономить на покупках товаров и услуг. Среди них 51% предпочитают приложения крупных торговых сетей и различных компаний. Несколько меньшее число опрошенных (45%) используют агрегатор скидок и кешбэков «Едадил», 24% — «Акции всех магазинов России», 16% — Biglion, 10% — «КупиКупон». Также 4% пользуются агрегатором «FRENDI — скидки и акции», а 3% — SkidkaOnline.
Большинство россиян стараются развивать финансовую грамотность
На сегодняшний день 72% опрошенных россиян считают себя финансово грамотными. В феврале 2020 года такого мнения придерживалось меньше респондентов — 69%. В целом 60% сказали, что обычно учатся на личном опыте. Гораздо меньше опрошенных (19%) для повышения уровня знаний в сфере финансов читают специализированные книги, журналы и статьи, 13% подписаны на блогеров, рассказывающих о финансах, еще 13% просят советов у людей, эффективно ведущих бюджет. Также 12% смотрят вебинары и видео на эту тему, 7% слушают подкасты, 6% консультируются со специалистом, 2% посещают специальные курсы, еще 2% используют другие методы. Ничего не делают для развития своей финансовой грамотности 17%.
Выборка исследования
24 декабря с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1800 человек старше 18 лет. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не превышает 2,5%.