Удобно, но небезопасно. Как россияне защищают свои онлайн-платежи
Интернет-пользователи все еще невысоко оценивают безопасность онлайн-платежей. При этом только четверть никогда не привязывают банковские карты к сайтам, на которых совершают оплату. Рассказываем, какие товары и услуги россияне оплачивают через интернет, сталкивались ли они с мошенничеством в Сети и как защищают свои средства от злоумышленников.
В целом абсолютное большинство опрошенных интернет-пользователей (95%) хотя бы иногда оплачивают товары и услуги онлайн (против 92% в исследовании от июля 2019 года): 59% делают это часто (против 48%), 30% — время от времени (против 34%), 6% — крайне редко (против 10%). Никогда не совершают онлайн-платежи только 5% (против 8%). Отметим, что с возрастом уменьшается доля респондентов, которые часто оплачивают товары и услуги онлайн, и, напротив, увеличивается число опрошенных, делающих это крайне редко или никогда.
Мы также спросили, какие услуги и товары респонденты обычно оплачивают в Сети. Так, абсолютное большинство (90%) отметили мобильную связь и интернет (против 90% в 2019 году), 86% — товары в онлайн-магазинах (против 80%), 76% совершают денежные переводы (против 68%). Три четверти респондентов (74%) оплачивают коммунальные услуги (против 65%), 57% — штрафы и госпошлины (против 51%), 52% покупают билеты для дальних поездок. Кроме того, около половины (48%) через интернет заказывают доставку еды (против 32%), 47% — такси (против 31%), а 42% приобретают билеты на мероприятия.
Четверть интернет-пользователей никогда не привязывают банковскую карту к сайтам
В целом интернет-пользователи оценивают удобство онлайн-оплаты на 6,4 балла из 7, что выше, чем в 2019 году (6,1 балла). Однако что касается безопасности интернет-платежей, то тут средняя оценка все еще заметно ниже – 4,6 балла (против 4,2 балла два года назад).
Далее мы спросили респондентов, совершающих покупки онлайн, какие действия они предпринимают, чтобы обезопасить себя во время платежа. Две трети (69%) оплачивают товары и услуги только на проверенных сайтах и платформах, 53% ждут SMS с кодом подтверждения оплаты, 42% с помощью SMS-информирования отслеживают все операции по картам. Четверть (25%) имеют специальную карту только для платежей в Сети, 21% заранее проверяют сайт и платформу, 3% осуществляют перевод исключительно на расчетный счет в банке. Никак не пытаются обезопасить онлайн-платежи 3%.
Также мы выяснили, как часто пользователи привязывают свою банковскую карту к интернет-сервисам, на которых оплачивают товары или услуги. Всегда сохраняют данные карты 21% респондентов (против 16% в 2019 году), 18% делают это только в случае с ежемесячными платежами, например, для оплаты мобильной связи (против 20%), 46% — на сервисах, которыми пользуются иногда по необходимости (против 38%). Никогда не привязывают банковские карты 26% (против 35%).
Среди опрошенных, которые не всегда сохраняют данные карты на сайтах, подавляющее большинство не делают этого в целях безопасности (82%), 26% не доверяют сайтам, 18% не сложно вводить данные карты каждый раз, когда нужно совершить денежную операцию. Также 6% не привязывают, потому что к устройству, с которого они оплачивают покупку, имеют доступ другие люди.
Многие ли сталкивались с сетевыми мошенниками?
Если говорить о случаях мошенничества, у половины опрошенных россиян (51%) возникали подозрения, что злоумышленники пытаются снять с их банковской карты денежные средства (против 45% в 2019 году): у 22% — однажды и у 29% — неоднократно (против 23% и 22% соответственно). Кроме того, 20% и вовсе теряли деньги с карты или электронного кошелька из-за действий мошенников.
Также более половины опрошенных интернет-пользователей (57%) сталкивались со взломом своего аккаунта в соцсетях, 28% — электронной почты и 4% — электронного кошелька. Почти треть (30%) попадались на уловки злоумышленников, обещающих легкий заработок в Сети. А 12% переводили средства мошенникам, которые взламывали аккаунты друзей и под их именем обращались с просьбой помочь материально.
Затем мы спросили, как пользователи пытаются защитить свои аккаунты в соцсетях от взломов и утечки информации. Так, в целом 87% подбирают к ним сложные пароли: 54% — для всех соцсетей, 33% — только для некоторых. Также 65% используют двухфакторную аутентификацию при входе (против 55% в 2019 году).
Что касается других мер безопасности в соцсетях, большинство респондентов (74%) не переходят по ссылкам, которым не доверяют, 41% устанавливают защитный код на ПК и смартфон, 39% обновляют ПО на устройствах. По 23% регулярно проверяют активность профиля и обновляют пароли, 20% удаляют старые аккаунты во избежание вреда другим пользователям, и 16% используют менеджер паролей.
Выборка исследования
С 1 по 2 ноября с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1800 интернет-пользователей старше 18 лет. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не превышает 2,5%.