38% пользователей соцсетей и мессенджеров признались в зависимости от них. Исследование
Большинство интернет-пользователей регулярно сидят в соцсетях и мессенджерах и считают их важной составляющей жизни человека. Рассказываем, какие платформы они используют наиболее активно, что испытывают после просмотра ленты и чем занимаются, когда в работе площадок происходят сбои.
По результатам исследования, 84% опрошенных, имеющих доступ в интернет, регулярно используют соцсети и мессенджеры. Крайне редко это делают 12%, а совсем обходятся без них лишь 4%. Ожидаемо, больше всего в соцсетях и мессенджерах сидит молодежь — 61% респондентов 18-30 лет используют их активно против 28% опрошенных старше 55.
Среди социальных платформ наибольшей популярностью у россиян пользуется WhatsApp — хотя бы иногда его используют 87% опрошенных. Несколько меньшее число респондентов (74%) сидит во «Вконтакте», 64% — на YouTube, 61% — в Instagram*. Также более половины (54%) используют Telegram, 45% — «Одноклассники», 40% — Viber, 32% — Facebook*, 24% — TikTok, а 14% — «Мой Мир».
Далее мы спросили, какую соцсеть или мессенджер респонденты используют наиболее активно и могли бы назвать своей основной платформой. Многие (38%) тоже называли WhatsApp. Еще 20% указали «Вконтакте», 13% — Instagram*, по 6% — «Одноклассники» и Telegram. В первую десятку вошли также Viber (5%), YouTube (4%) и Facebook* (3%). Заметим, что с возрастом респонденты активнее используют WhatsApp и «Одноклассники». Молодежь же больше отдает предпочтение «Вконтакте», Instagram* и Telegram.
Какие эмоции испытывают россияне при использовании соцсетей
В целом абсолютное большинство опрошенных интернет-пользователей (90%) считают, что сегодня соцсети и мессенджеры являются важной составляющей жизни человека. Когда мы попросили их оценить собственную вовлеченность в использование этих платформ, то в среднем они поставили 7,1 балла из 10 возможных. Оценка уменьшается с увеличением возраста опрошенных: если молодые люди 18-30 лет оценили свою увлеченность соцсетями на 7,9 балла, то респонденты старше 55 лет — на 6,2 балла.
Также 38% пользователей соцсетей и мессенджеров признались в своей зависимости от них. Чаще об этом говорили женщины (44% против 30% мужчин) и опять же молодежь (52% опрошенных 18-30 лет против 23% старше 55 лет).
Отметим, что треть пользователей соцсетей и мессенджеров (32%) проводят в них более двух часов в день. Меньшее число респондентов (21%) уделяют от 30 до 60 минут, 19% — час-два в день, 16% — 15-30 минут. Только 7% укладываются в 15 минут, а проверяют площадки не каждый день всего 4% пользователей.
Мы также выяснили, какие эмоции опрошенные обычно испытывают после использования соцсетей и мессенджеров. Чаще всего они называли чувство заинтересованности (60%) и веселья (58%). Реже пользователи испытывают возмущение (42%), вдохновение, радость (по 34%), чувство бессмысленно потраченного времени (31%), восхищение (30%) и раздражение (28%). При этом мы обнаружили корреляцию между эмоциями от использования соцсетей и уровнем счастья респондентов. Так, чем менее счастливыми они себя ощущают, тем чаще использование социальных платформ вызывает у них чувство раздражения, тревожность, зависть и реже — радость или вдохновение.
В целом большинство опрошенных (69%) считают, что среди аспектов жизни человека соцсети и мессенджеры больше всего отражаются именно на настроении. Также 46% отметили влияние на мышление, 45% — на психическое здоровье, 41% — на отношения с людьми, 38% — на самооценку, а 29% — на сон.
Когда всё не работает
В свете недавних событий, связанных со сбоями в работе Facebook*, WhatsApp, Instagram* и других социальных платформ, мы задали респондентам несколько вопросов о том, как они воспринимают подобные проблемы. Так, в целом 80% пользователей соцсетей и мессенджеров в принципе когда-либо замечали неполадки в их работе. В таких случаях чаще всего они испытывают чувство досады (33%), 19% не испытывают никаких эмоций, у 18% возникает чувство любопытства, у 17% — возмущения, а 16% сохраняют спокойно-созерцательное настроение.
Если говорить о том, чем занимают себя опрошенные, пока социальные площадки недоступны, то 69% в подобной ситуации переключаются на домашние дела. Более половины (56%) включают фильм или сериал, 36% уделяют освободившееся время самообразованию, по 32% проводят время с близкими и берутся за работу, а по 27% идут гулять и переходят в другие социальные сети и мессенджеры.
Заметим, что, по мнению в целом 84% опрошенных, имеющих доступ в интернет, подобные сбои могут помочь пользователям осознать степень своей зависимости от соцсетей. Среди них 35% уверены в этом, еще 49% склоняются к такому мнению.
* соцсети Facebook и Instagram признаны экстремистскими, запрещены в России.
Выборка исследования
С 18 по 19 октября с помощью онлайн-панели «Анкетолог» было опрошено 1800 человек старше 18 лет. Выборка отражала социально-демографические параметры населения РФ. Погрешность при 95%-й доверительной вероятности не превышает 2,5%.